Группа компаний «Налоги и финансовое право» www.cnfp.ru ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ВЕСТНИК о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса № 2 - 1 - 2025 (Часть - 1)  ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА Президент В.В. Путин дал «налоговые» поручения Правительству по итогам заседания от 10.12.2024 Минфин не планирует корректировок основных параметров налоговой системы Директор Департамента нал/политики Минфина ответил на вопросы бизнеса ФНС России опубликовала план деятельности на 2025 год и плановый период 2026-2030 гг. Президент РФ подписал первый налоговый закон 2025 г. (о донастройке НДПИ) ЦБ отложил массовое внедрение цифрового рубля ГОСДУМА И НАЛОГИ В ГосДуму внесены законопроекты: … о донастройке защиты и поощрении капиталовложений в РФ … о нулевой ставке НДС при перевозке по ж/д магистрали Москва-СПб … об уточнении налоговой терминологии … о перерасчете страховых пенсий работающим пенсионерам … о штрафах для чиновников за волокиту и оскорбления граждан … о введении госпошлины за выдачу сертификатов о владении русским языком ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о защите прав работника при премировании … об упрощении возврата излишне уплаченного налога наследниками умершего … об освобождении студентов от уплаты туристического налога … о формировании рейтинга безопасности банков … о донастройке процедуры банкротства В ГосДуме прошёл «круглый стол» по первым итогам налоговой донастройки ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ Председатель ВС РФ выступила с докладом по итогам работы судов 2024 года СКЭС ВС РФ рассмотрела спор, связанный с уплатой НДФЛ за фиктивных самозанятых СКЭС ВС РФ рассчитает срок для возврата налоговой переплаты Суд оставил в силе указ Президента о контроле операций с ценными бумагами ВС РФ направил на новое рассмотрение спор о налогообложении при выходе участника из компании НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО Президент РФ подписал закон о технологической политике в России Минфин предварительно оценил исполнение фед/бюджета за январь 2025 Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21,00 % годовых Правительство и Банк России не допустят переохлаждения экономики В России появится новая ОЭЗ ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА Президент В.В. Путин дал «налоговые» поручения Правительству по итогам заседания от 10.12.2024 7 февраля Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 10 декабря 2024 года. В сфере налогов и финансов Президент поручил Правительству РФ следующее: - рассмотреть вопросы о целесообразности установления на постоянной основе единого пониженного тарифа страховых взносов для социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих УСН, централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру;
- рассмотреть вопросы о возможности увеличения лимита расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с 1 до 3 % выручки налогоплательщика в случае безвозмездной передачи налогоплательщиком имущества благотворительным организациям, НКО, включенным в реестр СОНКО, а также о возможности учета расходов в виде стоимости услуг, оказанных на безвозмездной основе таким организациям, в составе внереализационных расходов налогоплательщика в пределах соответствующего лимита;
- рассмотреть вопросы об освобождении от обложения НДС операций по передаче продовольственных и иных товаров благотворительным организациям;
- обеспечить при необходимости внесение соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.
Минфин не планирует корректировок основных параметров налоговой системы Об этом ведомство сообщает в своём официальном tg-канале. По данным министерства, бюджет на 2025-2027 гг., который был сформирован в 2024 г., предусматривает устойчивые источники финансирования всех расходных обязательств, обеспечивающих сбалансированность бюджетной системы, передают «Ведомости». «В текущих экономических реалиях нет никакой необходимости для внесения концептуальных изменений в налоговую политику для формирования доходных источников бюджета», – подчеркнули в Минфине. Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025 г. и плановый период 2026-2027 гг. в ноябре прошлого года, а 1 декабря документ был подписан президентом России Владимиром Путиным. Согласно закону, в 2025 г. доходы будут соответствовать 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП, а расходы достигнут 41,47 трлн руб., или 19,3% ВВП. Дефицит ожидается на уровне 1,17 трлн руб. Премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что приоритетом бюджета на ближайшие три года станет выполнение государством социальных обязательств перед гражданами. Комментарий от «НФП»: Как показывает практика нормотворчества последних лет, помимо Минфина, активность в реальной налоговой политике проявляет и Администрация Президента. Поэтому заявление Минфина не свидетельствует о том, что налоговых «донастроек» больше не будет, их не будет именно по инициативе Минфина. Директор Департамента нал/политики Минфина ответил на вопросы бизнеса 14 февраля в рамках Ежегодной налоговой конференции Kept директор Департамента налоговой политики Минфина России Данил Волков ответил на вопросы бизнеса, сообщает Минфин РФ. Данил Волков ответил на следующие вопросы: 1) Минфин не планирует продлевать на 2025 год освобождение от налога на прибыль дохода от прощения «иностранного» долга по займу. «Мы считаем, что двух лет компаниям было достаточно для того, чтобы использовать эту возможность». 2) О перспективах введения института предупреждения вместо штрафов: «Внедрение института предупреждения – это инициатива на перспективу. Законопроект пока не разрабатывается, поэтому говорить о конкретике рано. Сейчас мы обсуждаем с ФНС возможность внедрить институт предупреждения об уплате налогов без штрафов при соблюдении определенных условий. Эта мера должна послужить помощью налогоплательщикам, не снизив при этом налоговую дисциплину и собираемость налогов. Будем полагаться на мнение ФНС в этом вопросе». 3) О расширении возможностей предоставления отсрочек и рассрочек по налогам: «Мы рассматриваем варианты совершенствования института отсрочек и рассрочек. Слушаем и налогоплательщиков, и ФНС, которая администрирует этот процесс. Если ФНС видит потребность в мерах поддержки в виде отсрочки/рассрочки, поскольку в будущем они позволят получить в бюджет все причитающиеся доходы и избежать банкротств бизнеса, конечно, мы готовы это рассматривать. Мы прорабатываем, какие поправки можно внести в Налоговый Кодекс. В частности, анализируем возможность дать регионам полномочия предоставлять отсрочку по федеральным налогам в части сумм, которые поступают в региональный бюджет». 4) О переходе к уплате налога на имущество по кадастровой стоимости: «Мы обсуждаем переход на налогообложение имущества по кадастровой стоимости не первый год. Это в том числе решило бы проблему разграничения движимого и недвижимого имущества. Но в этом вопросе много нюансов, которые еще требуют решения, поэтому в ближайшее время переход к налогообложению по кадастру не планируется. Во-первых, эффект от перехода к налогообложению по кадастру может быть неравномерным: какие-то регионы могут выиграть от этого, а какие-то – проиграть. Второй вопрос — определение предельной ставки, устраивающей и регионы, и бизнес одновременно. Также есть момент с полноценной наполняемостью кадастра Росреестра и характеристиками объектов. Нам еще предстоит прийти к единому мнению по всем этим вопросам. Переход к уплате налогов на имущество по кадастру – это точно не перспектива 2026 года». ФНС России опубликовала план деятельности на 2025 год и плановый период 2026-2030 гг. На официальном сайте ФНС обновлён план деятельности ведомства на 2025 год и плановый период 2026-2030 годов. Как следует из документа, на данный период запланированы следующие мероприятия: - Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на основе риск-ориентированного подхода с применением современных аналитических инструментов;
- Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;
- Обеспечение урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ;
- Развитие концепции повышения эффективности процедур банкротства;
- Мониторинг результатов досудебного урегулирования споров;
- Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления налогов, сборов и страховых взносов;
- Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений и ведение административного производства по делам об административных правонарушениях;
- Развитие международного сотрудничества;
- Совершенствование системы управления рисками, направленной на профилактику нарушений и повышение эффективности в деятельности налоговых органов, посредством проведения риск-ориентированных мероприятий внутреннего аудита с оценкой надежности систем внутреннего контроля;
- Обеспечение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учета организаций и физических лиц, а также разрешительно-лицензионной деятельности;
- Организация и проведение мероприятий по реализации федеральными государственными образовательными бюджетными учреждениями, подведомственными ФНС России, дополнительных профессиональных программ в рамках исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг;
- Проработка вопроса создания автоматизированной системы определения у физических лиц статуса резидента РФ;
- Создание условий для повышения уровня исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов;
- Организация межведомственной работы по повышению налоговых доходов новых субъектов РФ и противодействию нелегальной занятости.
- Прочие мероприятия:
- внедрение бездекларационного порядка исчисления и уплаты НДФЛ; - внедрение механизма упрощения получения налогоплательщиками социального налогового вычета за осуществленное пожертвование СОНКО; - модернизация автоматизированной информационной системы ФНС России в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения. Кроме того, ФНС РФ планирует к 2029 году увеличить результативность выездных налоговых проверок до 97%. Президент РФ подписал первый налоговый закон 2025 г. (о донастройке НДПИ) 28 февраля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 340 и 342 ч. II НК РФ» (законопроект № 758158-8). Напомним, что закон подготовлен в целях предотвращения рисков возникновения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, предметом которых является определение налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) добычи драгоценных металлов. Законом предусматривается проведение оценки стоимости концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов, исходя из суммы произведений количества каждого драгоценного металла, содержащегося в концентрате или полупродукте, и их средних цен на мировом рынке за соответствующий налоговый период (в рублях за грамм, что учитывает отраслевую специфику), а также установление налоговой ставки по НДПИ в размере 6 % в отношении всех концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов. ЦБ отложил массовое внедрение цифрового рубля Массовое внедрение цифрового рубля произойдет позже, чем планировалось, передаёт «РБК» со ссылкой на слова главы Центробанка Эльвиры Набиуллинуой, сказанные на ежегодной встрече с руководством регулятора. В пилотном проекте принимают участие 15 банков и порядка 30 компаний, рассказала она. Глава ЦБ отметила, что регулятор получает от отрасли вопросы об объемах необходимых доработок и запросы о сдвиге сроков широкого внедрения цифрового рубля. « Мы к ним относимся очень внимательно, потому что наша задача, чтобы цифровой рубль был востребован, чтобы он вызывал доверие граждан и бизнеса», — заверила Набиуллина. Перенос сроков запуска цифрового рубля связан с необходимостью проведения доработок отдельными банками, следует из комментария зампреда ЦБ Зульфии Кахрумановой. «У каждого банка свои нюансы. Очень много у банков задач, связанных в том числе с обеспечением технологической независимости. Одновременно объем работы, которую требуется делать в информационных системах, и выполнение решений по безопасности. То есть много разных аспектов, и у каждого есть свой», — сказала Кахруманова в кулуарах встречи банкиров с ЦБ. Большая часть банков и сам ЦБ уже практически готовы к запуску, но «мы являемся равноудаленной площадкой, внимательной к каждому участнику», уточнила она. Конкретных сроков запуска цифрового рубля Кахруманова также не назвала, но речь идет о месяцах, следует из ее комментария. Ранее предполагалось, что к 1 июля все системно значимые кредитные организации должны предоставить для своих клиентов операции с цифровым рублем. ГОСДУМА И НАЛОГИ В ГосДуму внесены законопроекты: … о донастройке защиты и поощрении капиталовложений в РФ 3 февраля депутатами ГосДумы М.А.Топилиным, Д.Б.Кравченко, Н.В.Арефьевым, С.А.Наумовым, М.Г.Делягиным, а также сенаторами РФ Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым и М.К-Г.Хапсироковым внесён в ГосДуму законопроект № 831475-8 «О внесении изменений в статьи 4 и 15 Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в РФ». Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях совершенствования законодательства о защите и поощрении капиталовложений в РФ. Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 4 и 15 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» (далее - Федеральный закон) в части дополнения полномочия Правительства РФ по утверждению порядка возмещения затрат, понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, возможностью установления общих требований к порядку возмещения органами местного самоуправления затрат, указанных в ч. 1 ст. 15 Федерального закона, а также соотнесения положений ч. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона между собой. Отмечается, что целью разработки законопроекта является корректировка положений Федерального закона в части мер государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений. … о нулевой ставке НДС при перевозке по ж/д магистрали Москва-СПб 6 февраля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 835237-8 «О внесении изменений в ст. 164 и 165 ч. II НК РФ». Как следует из содержания пояснительной записки, целью законопроекта является обеспечение благоприятных налоговых условий при оказании услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург (далее – ВСМ). Законопроектом предлагается установить с 1 января 2028 г. до 1 января 2065 г. налоговую ставку по НДС в размере 0 % на услуги по перевозке пассажиров и багажа по ВСМ и по организации перевозки. Законопроектом установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения данной налоговой ставки и налоговых вычетов по НДС. Как полагает инициатор, реализация законопроекта будет способствовать развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения, развитию субъектов РФ, по территории которых пройдет ВСМ, созданию новых рабочих мест, а также повышению налогового потенциала регионов. … об уточнении налоговой терминологии 10 февраля Законодательное Собрание Ульяновской области подготовило проект законодательной инициативы № 8-706 «О внесении изменений в ст. 3 и 8 ч. I НК РФ». Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен в целях уточнения используемой в НК РФ терминологии. Законопроектом предлагается исключить из п. 1 ст. 8 НК РФ слова «в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств». Предлагаемые изменения, как представляется, будут способствовать обеспечению логической стройности и непротиворечивости п. 7 ст. 3 и п. 1 ст. 8 НК РФ. … о перерасчете страховых пенсий работающим пенсионерам 10 февраля инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенатором РФ Е.В. Афанасьевой внесён в ГосДуму законопроект № 836771-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления справедливого порядка перерасчета страховых пенсий работающим пенсионерам». Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях перерасчета страховой пенсии по старости и доли страховой пенсии по старости работающим пенсионерам исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента, применяемого при назначении страховой пенсии. С 1 января 2015 года перерасчет страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости, осуществляемый работающим пенсионерам ежегодно с 1 августа, дает увеличение размера страховой пенсии максимум на 3 балла за год. В то же время при обычном исчислении индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии максимум составляет 10 баллов. При этом тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работающих застрахованных лиц, одинаков, как для работающих пенсионеров, так и для застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами. Таким образом, в отношении работающих пенсионеров действующее пенсионное законодательство содержит механизм ограничения размера страховой пенсии, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «О страховых пенсиях» изменения, предусматривающие перерасчет с 1 августа 2025 года страховой пенсии по старости работающим пенсионерам исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента (10 вместо 3), применяемого при назначении страховой пенсии. Представляется, что принятие законопроекта позволит восстановить социальную справедливость в отношении работающих пенсионеров и повысить уровень их материального благосостояния. … о штрафах для чиновников за волокиту и оскорбления граждан 10 февраля депутатами ГосДумы В.В. Плякиным и А.М. Хамитовым от фракции «Новые люди» внесён в ГосДуму законопроект № 837549-8 «О внесении изменений в КоАП РФ». Как следует из текста пояснительной записки, законопроектом предлагается повысить штрафы для чиновников за оскорбления граждан в полтора раза, а также повысить штрафы для чиновников за игнорирование обращений граждан в два раза. Актуальность законопроекта обусловлена значительным повышением штрафов для граждан за различные правонарушения в последние годы. При этом штрафы для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности либо должности государственной гражданской или муниципальной службы, за оскорбление граждан или за игнорирование обращений граждан не были ни разу увеличены с момента их введения. Предложенное законопроектом повышение штрафов направлено на усиление ответственности чиновников за свои действия и на обеспечение должного уровня взаимодействия с гражданами. … о введении госпошлины за выдачу сертификатов о владении русским языком 11 февраля инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 838063-8 «О внесении изменения в ст. 333.33 ч. II НК РФ». Согласно тексту пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования механизма государственного надзора за выдачей иностранным гражданам сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ. Действующим законодательством РФ не установлено взимание государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам сертификатов о прохождении экзамена о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ. В целях установления размера государственной пошлины за выдачу сертификатов иностранным гражданам о прохождении экзамена о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ предлагается установить государственную пошлину в размере 3000 рублей. ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о защите прав работника при премировании 18 февраля ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 513234-8 «О внесении изменений в ст. 135 ТК РФ» (в части определения вида премий, их размеров, сроков, оснований и условий их выплаты работникам). Напомним, что проект федерального закона подготовлен во исполнение Постановления КС РФ от 15.06.2023 № 32-П, согласно которому ч. 2 ст. 135 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Проектом федерального закона предлагается дополнить ст. 135 ТК РФ новой ч. 3, предусматривающей, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, определяются виды премий, их размеры, сроки, основания и условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и других условий. … об упрощении возврата излишне уплаченного налога наследниками умершего 21 февраля инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 847127-8 «О внесении изменения в ч. I НК РФ». Как следует из текста пояснительной записки, НК РФ не предусмотрен порядок возврата переплаты по налогам наследникам умершего физического лица, в связи с чем удовлетворение такого требования возможно только в судебном порядке. Коллизия возврата средств, формирующих положительное сальдо налогоплательщика, наследникам при реализации наследственного права, остается юридически неурегулированной как налоговым, так и гражданским кодексами. Эта проблема безусловно требует разработки необходимого механизма, учитывающего интересы наследников и государства. Поэтому предлагается внести поправки в НК РФ, установив порядок выплаты денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета умершего, либо объявленного умершим, налогоплательщика, его наследникам. В связи с чем предлагаются изменения в НК РФ, включающие обязанность налоговых органов предоставлять информацию о наличии суммы переплаты на едином налоговом счете налогоплательщика на дату его смерти и устанавливающие порядок действий налогового органа в целях выплаты указанных денежных средств наследникам при предъявлении необходимых документов. Порядок возврата сформировавшегося положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика возможно регулировать по аналогии порядка возврата положительного сальдо, предусмотренного ст. 79 НК РФ как отношения налоговых органов и других участников отношений. По мнению инициатора законопроекта, принятие данного законопроекта не потребует доработки информационных систем налоговых органов и единой информационной системы нотариата, аналогичной системы определения банковских счетов умершего или признанным умершим, так как полную информацию нотариус может получить одним запросом в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика. Также принятие законопроекта не увеличит нагрузку на налоговые органы, так как переплаты налогов и сборов являются единичными случаями, а законопроект не обязывает нотариусов делать такие запросы по каждому делу о наследстве. Законопроектом предусматривается лишь право наследника обратиться в соответствующий налоговый орган. … об освобождении студентов от уплаты туристического налога 14 февраля ЗакСобрание Санкт-Петербурга направило в Совет законодателей проект законодательной инициативы № 8-707 «О внесении изменения в ч. II НК РФ». Как следует из проекта пояснительной записки к проекту законодательной инициативы, проект подготовлен в целях расширения категорий лиц, при оказании услуги которым не включается в налоговую базу стоимость услуги по временному проживанию, путём дополнения указанной категории студентами, обучающимися по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории, где установлен туристический налог. Как отмечает автор проекта законодательной инициативы, по ряду некоторых причин, таких как отсутствие мест в общежитиях учебных заведений, неудовлетворительные условия проживания, удаленность места проживания от учебного заведения, студенты вынуждены искать подходящее место проживания в хостелах, апарт-отелях и гостиницах на условиях долгосрочной аренды. Введение туристического налога для указанных лиц повлекло удорожание стоимости проживания на сумму налога. При этом поддержка студенчества – одно из приоритетных направлений деятельности для страны. … о формировании рейтинга безопасности банков 26 февраля инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» и «Единая Россия» внесён в ГосДуму законопроект № 850897-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ЦБ РФ (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части совершенствования мер по предупреждению мошенничества в сфере заемных средств. Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект направлен на устранение правовых пробелов и создание эффективных механизмов защиты заемщиков и кредитных организаций от мошеннических действий. Вносимые изменения закрепляют за Банком России полномочия по разработке и реализации мер, направленных на предотвращение мошенничества в сфере заемных средств, в том числе в цифровом пространстве. Законопроектом предлагается утвердить критерии оценки частоты и масштаба мошеннических действий, выявляемых кредитными организациями, что позволит сформировать рейтинг безопасности банков и повысить уровень защиты заемщиков. При этом рейтинг кредитных организаций не является инструментом административного воздействия или санкционной меры, а выполняет исключительно информационную функцию. Его цель - предоставить гражданам и субъектам бизнеса дополнительные сведения о деятельности кредитных организаций в сфере предотвращения мошеннических действий. Такой подход позволит заемщикам осознанно подходить к выбору финансовых учреждений и повысит уровень доверия к банковской системе без создания дополнительных административных барьеров для бизнеса. Банк России уже ведет систематизированную отчетность, связанную с незаконными операциями по заемным средствам, включая случаи получения займа без согласия клиента. В ежегодных и ежеквартальных обзорах публикуются данные о выявленных преступных схемах, механизмах защиты и динамике мошеннических действий в банковском секторе. Введение законопроекта упорядочивает существующую практику мониторинга мошеннических операций, усиливает аналитическую деятельность регулятора и делает информацию о мошенничестве более доступной для граждан и финансовых организаций. Кредитные организации должны будут внедрять внутренние процедуры и технологии, направленные на выявление, предотвращение и пресечение мошенничества, включая анализ подозрительных операций и применение усиленных механизмов аутентификации клиентов. Одновременно банки будут обязаны проводить системное информирование заемщиков о возможных рисках мошенничества, методах защиты персональных данных и безопасном использовании банковских услуг. Принятие законопроекта обеспечит комплексное регулирование в сфере предотвращения мошенничества, создаст дополнительные стимулы для кредитных организаций по усилению механизмов защиты клиентов и позволит сократить объем финансовых потерь граждан от преступных действий. Реализация предусмотренных положений повысит осведомленность заемщиков о мошеннических схемах, усилит ответственность кредитных организаций за предотвращение преступлений в финансовой сфере, а также сформирует эффективную систему мониторинга и контроля за мошенничеством в банковском секторе. В результате будет повышен уровень доверия граждан к финансовым институтам и обеспечена защита их прав в условиях цифровой экономики. … о донастройке процедуры банкротства 28 февраля Правительством РФ были внесены законопроекты № 853432-8 и № 853428-8 «О внесении изменений в статьи Федерального закона «О несостоятельности». Как следует из содержания пояснительных записок, законопроекты разработаны в целях установления для граждан, принимающих участие в СВО, особенностей применения процедуры внесудебного банкротства по заявлению гражданина о признании его банкротом по аналогии с действующими условиями применения этой процедуры получателями ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Указанная категория граждан сможет воспользоваться такой процедурой при наличии обязательств, размер которых не превышает одного миллиона рублей, если имеется исполнительный документ, выданный не позднее чем за один год до даты обращения с заявлением о внесудебном банкротстве, который предъявлялся к исполнению и требования, по которому не исполнены или исполнены частично, и если у него отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Кроме того, законопроекты направлены на урегулирование вопроса о дате, с которой должен исчисляться десятидневный срок для исполнения арбитражным управляющим обязанности по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Законопроектами закрепляется подход, установленный Конституционным Судом РФ в постановлении № 44-П для случаев принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства после официального опубликования постановления № 44-П, и устанавливается, что указанный выше срок исчисляется с даты вынесения арбитражным судом судебного акта о завершении соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Проведенный анализ правоприменительной практики свидетельствует о целесообразности закрепления предлагаемого подхода во избежание возможного неоднозначного толкования положений пункта 6.1 статьи 28 и статьи 149 Закона о банкротстве, а также для обеспечения стабильности правового регулирования. В ГосДуме прошёл «круглый стол» по первым итогам налоговой донастройки 10 февраля в ГосДуме состоялся «круглый стол», организованный Комитетом ГД по экономической политике по теме «Взаимодействие бизнеса и власти в условиях изменений экономики и налогового законодательства». Как было отмечено модератором «круглого стола», зам.председателя Комитета ГД по экономической политике Артём Юрьевич Кирьяновым, вот уже второй год в феврале Российский союз налогоплательщиков, Союз председателей Общественных советов при Управлениях ФНС России по Уральскому федеральному округу, Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области и эксперты из разных регионов обсуждают актуальную повестку налоговой политики и практики. В работе «круглого стола» принял участие и председатель Комитета ГД по малому и среднему предпринимательству Дёмин Александр Вячеславович. Кроме того, в режиме ВКС участие в работе «круглого стола» приняли депутаты Законодательного Собрания Свердловской области Виктор Якимов, Пётр Соколюк и Альберт Абзалов. Комментарий от «НФП»: В работе «круглого стола» принял участие в выступил в обсуждении соответствующих вопросов руководитель группы компаний «Налоги и финансовое право» А.В. Брызгалин. Более подробно о результатах «круглого стола» позже будет размещена информация. ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ Председатель ВС РФ выступила с докладом по итогам работы судов 2024 года 20 февраля состоялось ежегодное совещание судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов РФ, в котором принял участие В.В. Путин. В ходе указанного совещания с докладом по итогам 2024 года выступила Председатель ВС РФ И.Л. Подносова.
В ходе своего выступления Председатель ВС РФ отметила следующее: - ВС РФ уделял внимание делам о привлечении к ответственности лиц, входящих в органы управления корпораций, в том числе к ответственности за так называемый «брошенный бизнес». В 2025 году по этим спорам планируется дать разъяснения в соответствующем Обзоре судебной практики;
- с точки зрения повышения эффективности судебной защиты упоминается решение законодателя о проведении реформы судебных пошлин. Соответствующие изменения в налоговое законодательство внесены летом 2024 года и касаются, прежде всего, дел с крупной суммой исковых требований.
При этом в ходе реформы обеспечен доступ к правосудию для всех лиц, в частности, сохранена имевшаяся система льгот, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины по определенным видам требований. Кроме того, введены дополнительные льготы по социально-значимым категориям споров. В 2025 году планируется продолжить разъяснительную работу вопросам применения законодательства о госпошлине, с тем чтобы подготовить обобщающее постановление Пленума, где наиболее подробно будут разъяснены нормы налогового и процессуального законодательства по вопросам её уплаты; - необходимо принимать меры, направленные на исключение избыточных судебных процедур посредством более широкого применения альтернативных, внесудебных механизмов. Прежде всего имеется в виду внесенный в Государственную Думу в конце прошлого года законопроект Правительства, разработанный с участием ВС РФ, о внесудебном взыскании задолженности по налогам и сборам с физических лиц. Соответствующий законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ;
- в порядке административного судопроизводства судами РФ рассмотрено свыше 4 млн 800 тыс. дел – судебная нагрузка по этой категории возросла более, чем вдвое.
Эта тенденция связана с возобновлением работы налоговых органов по обращению в суды, которая была приостановлена в 2023 году. В результате количество дел о взыскании с граждан налогов и сборов увеличилось почти в три раза – с 1,5 млн дел в 2023 году до более 4 млн дел в 2024 году. В порядке административного судопроизводства судами РФ удовлетворено 67% требований об оспаривании нормативных правовых актов и 47% требований об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц. СКЭС ВС РФ рассмотрела спор, связанный с уплатой НДФЛ за фиктивных самозанятых 3 февраля ВС РФ в рамках дела № А76-20897/2023 принял определение № 309-ЭС24-20306 по спору, связанному с уплатой НДФЛ за фиктивных самозанятых. Фабула дела: по итогам проверки налоговый орган в 2023 году пришёл к выводу, что на протяжении 2021 года ИП обращался к услугам самозанятых, которые фактически являлись его работниками. Тем самым, как посчитал налоговый орган, предприниматель умышленно уклонился от уплаты НДФЛ, который за работников исчисляет и удерживает именно работодатель как налоговый агент, в связи с чем, в отношении предпринимателя были доначислены суммы НДФЛ и штраф. Предприниматель обжаловал доначисления. Арбитражные суды трех инстанций признали позицию налогового органа законной в части, тем не менее, подтвердив, что через самозанятых предприниматель создавал лишь «видимость гражданско-правовых отношений при фактическом наличии трудовых отношений». Верховный Суд РФ рассмотрел спор, в одной части изменив решение судов нижестоящих инстанций, а в другой части направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своём определении Суд указал следующее: - в условиях действующего правового регулирования при взимании налога на доходы физических лиц налоговый агент, не исполнивший свою обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет, оплачивает данный налог за счет собственных средств. Возложение такой обязанности на налогового агента следует рассматривать в качестве правовосстановительной меры, обеспечивающей исполнение обязанности по восполнению недоимки в бюджет вследствие допущенных налоговым агентом неправомерных действий.
В данном деле предпринимателем в нарушение положений ст. 226 НК РФ ни одна из указанных выше обязанностей исполнена не была, фактически инспекцией было установлено бездействие налогового агента, влекущее наступление последствий, предусмотренных соответствующими нормами НК РФ; - штраф, рассчитанный инспекцией в оспариваемом решении исходя из общего размера, начисленного налогоплательщику НДФЛ, вопреки выводу судов не подлежал корректировке на суммы уплаченных работниками-физическими лицами налога на профессиональный доход, поскольку нахождение уплаченного НПД в бюджете само по себе не свидетельствует о том, что обязанность налогового агента исполнена надлежащим образом;
- действия предпринимателя по заключению данных договоров фактически были направлены на обход нормативных положений налогового законодательства в целях экономии на уплате страховых взносов и возможной минимизации при уплате НДФЛ, что следует квалифицировать в качестве злоупотребления правом;
- в рассматриваемой ситуации имела место переквалификация гражданско-правового договора в трудовой договор, что не тождественно объединению бизнеса либо объединению имущества работодателя и работника.
Налоговый агент в этом случае не может распоряжаться по своему усмотрению денежными средствами, выплаченными в качестве дохода (заработной платы) физическому лицу – работнику, как это возможно налогоплательщиками, умышленно и совместно перечислявшими друг другу денежные средства в схеме «дробления бизнеса». Возникшая в результате такой корректировки переплата (положительное сальдо единого налогового счета) находится в распоряжении физического лица и подлежит возврату только по его заявлению. В этой связи названная переплата налога не может быть произвольно зачтена в счет уплаты НДФЛ в отсутствие соответствующего волеизъявления плательщика НПД, что не исключает права налогоплательщиков в добровольном порядке распорядиться данной суммой в счет исполнения соответствующих обязательств налогового агента; - обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц производна от обязанности налогоплательщика – получателя дохода, признаваемого объектом налогообложения, по уплате налога с применением налоговой ставки, установленной соответствующими нормами НК РФ;
- инспекция не представила в материалы дела доказательства в обоснование законности предъявленного налогоплательщику к уплате налога, в частности, не представила сведения об информировании физических лиц – налогоплательщиков об ошибочном исчислении ими НПД применительно к правилам, установленным ст. 8 Закона № 422-ФЗ, с дохода, подпадающего под налогообложение налогом на доходы физических лиц, то есть не установила все обстоятельства, влияющие на правильность произведенного расчета. Судами указанные противоречия, содержащиеся в материалах налоговой проверки, не были устранены.
СКЭС ВС РФ рассчитает срок для возврата налоговой переплаты 4 февраля Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-195715/2023 принял определение № 305-ЭС24-17676, согласно которому данное дело передаётся для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ. Фабула дела: в 2019 году налогоплательщику принадлежал объект недвижимости, налоговую базу по которому рассчитывали по кадастровой стоимости. В том году компания уплатила соответствующие налоги несколькими переводами. В 2022 году решением суда объект недвижимости исключили из перечня объектов недвижимости с расчетом базы по кадастровой стоимости. В конце 2022 налогоплательщик подал уточняющие налоговые декларации по налогу на имущество организаций за период 2019 – 2021 годы. Согласно документам, уплаченные суммы необходимо снизить. В январе 2023 года налогоплательщик обратился в налоговый орган для возврата излишне уплаченного. Налогоплательщик посчитал, что им не получена часть уплаченного налога. Первая и апелляционная инстанции пришли к выводу о законности требований и удовлетворили их. Они признали, что трехлетний срок надо исчислять с даты вступления в силу судебного решения об изменении расчета налоговой базы. Суд округа с ними не согласился и принял новый судебный акт, согласно которому требования налогоплательщика не подлежали удовлетворению, поскольку трёхлетний срок на обращение с заявлением о возврате налога истёк. ВС РФ, принимая кассационную жалобу налогоплательщика к производству, в свою очередь, указал следующее: - в кассационной жалобе, поступившей в ВС РФ, общество, в частности, отмечает, что срок на возврат излишне уплаченного налога, урегулированный, в том числе, в НК РФ, им не пропущен;
- доводы подателя кассационной жалобы могут заслуживать внимания, в связи с чем ее следует передать для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ.
Рассмотрение дела назначено на 5 марта в 10 часов 00 минут. Суд оставил в силе указ Президента о контроле операций с ценными бумагами 28 января ВС РФ отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 1, 2, подпункта «б» пункта 3, пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 г. № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг». Свою позицию суд изложил в рамках дела № АКПИ24-920. Фабула дела: Гражданин РФ приобрёл депозитарные расписки с базисным активом в виде акций. В последующем расписки были конвертированы в акции. Акции были обособленны депозитарием со ссылкой на Указ Президента РФ № 138. Депозитарий указал, что он не должен проверять цепочку, и он не знает, есть ли в ней иностранные резиденты. Пока гражданин не докажет обратное, акции будут приняты на обособленный учёт (запрет на распоряжение активом). Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении заявления, указал следующее: - положения Указа № 138 не препятствуют распоряжению ценными бумагами, а устанавливают специальный порядок их учёта и совершения сделок с ними. Оснований для вывода о том, что оспариваемые нормы также препятствуют праву распоряжаться ценными бумагами, не имеется;
- какого-либо федерального закона или нормативного правового акта большей юридической силы, определяющего иное правовое регулирование в сфере установленных дополнительных временных мер экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг, не имеется;
- установление Указом № 138 ограничений на совершение сделок с ценными бумагами соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и принципам применения специальных экономических мер противодействия.
Доводы представителя административного истца относительно условий выдачи разрешений Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на осуществление сделок лишены правовых оснований, поскольку не относятся к предмету настоящего спора в рамках абстрактного нормоконтроля. ВС РФ направил на новое рассмотрение спор о налогообложении при выходе участника из компании 28 февраля СКЭС ВС РФ в рамках дела № А40-244851/2022 приняла определение № 305-ЭС23-23247, согласно которому дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Фабула дела: в 2020 году один из участников Общества, владевший 99% уставного капитала, принял решение о выходе из Общества. В счет оплаты действительной стоимости доли (более 56 млн. руб.) ему было передано два объекта недвижимости, рыночная стоимость которых составила около 55 млн. руб. Таким образом, ООО получило от участника доли в своем уставном капитале, а взамен предоставило ему часть своего имущества. В ходе проверки этой операции налоговый орган пришел к выводу, что Общество получило, но не продекларировало доход, облагаемый по упрощенной системе налогообложения (УСН с объектом налогообложения доход). При этом сумма дохода была исчислена из полной стоимости выбывшего имущества, в то время как взамен приобретенная таким образом Обществом доля в его уставном капитале имела иную стоимость. Обществу был доначислен налог в размере более 3 млн. руб., а также пени и штраф на сумму около 320 тыс. руб. Суды указанное решение поддержали, отметив, что поскольку стоимость имущества, переданного Обществом выходящему участнику, превышает его первоначальный взнос (9900 руб.), разница между этими суммами признается реализацией и включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. 21 января Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление № 2-П по делу о проверке конституционности подп. 5 п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 1 и 2 ст. 248, п. 1 и 2 ст. 249, а также п. 1 ст. 346.15 НК РФ, в котором указал, что оспариваемые нормы признаны не соответствующими Конституции РФ, и что законодателю необходимо внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До тех пор налогом должна облагаться экономическая выгода налогоплательщика в виде действительной (рыночной) стоимости доли, определяемой в установленном порядке после перехода ее к налогоплательщику. 24 января ВС РФ в рамках дела № А40-244851/2022 принял определение № 304-ЭС23-23247, согласно которому производство по кассационной жалобе возобновлено. В свою очередь, в определении от 28 февраля ВС РФ указал следующее: - отсутствие специальных правил в налоговом законодательстве особое значение приобретает определение дохода налогоплательщика, который во всяком случае не может определяться по стоимости выбывшего имущества, т.е. исходя из размера имущественных потерь налогоплательщика.
Вместе с тем, поскольку это также прямо не исключено действующим законодательством, экономическая выгода такого налогоплательщика может быть определена по полученному им имущественному благу в виде доли вышедшего участника, фактическая стоимость которой может даже превышать фактическую стоимость переданного имущества; - федеральному законодателю надлежит – исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, основанных на ее положениях, - внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений передача (отчуждение) обществом с ограниченной ответственностью, применяющим упрощенную систему налогообложения, имущества в счет выплаты действительной стоимости доли вышедшему из него участнику предполагает необходимость обложения налогом экономической выгоды такого налогоплательщика в виде действительной (рыночной) стоимости доли, определяемой в установленном порядке на момент после перехода ее к налогоплательщику. При этом в случае, если срок исполнения указанной налоговой обязанности общества с ограниченной ответственностью, применяющего упрощенную систему налогообложения, наступил до вступления в силу настоящего Постановления, к нему в связи с ее неисполнением не применяются меры налоговой ответственности; - законность оспариваемого решения налогового органа подлежит оценке с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.
В связи с тем, что по настоящему делу имеют место существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, обжалуемые судебные акты подлежит отмене согласно части 1 статьи 291.14 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО Президент РФ подписал закон о технологической политике в России Напоминаем, что 28 декабря 2024 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 523-ФЗ «О технологической политике в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (законопроект № 632206-8). Напомним, что закон разработан в целях обеспечения технологического суверенитета РФ и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально- экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан РФ и задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций. В законе учтены цели технологического развития, предусмотренные в Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 1315-р. Федеральным законом: - определяются цели, задачи и инструменты технологической политики в РФ по обеспечению технологического суверенитета РФ; - регулируются правоотношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в РФ, и лицами, осуществляющими содействие в сфере развития технологий; - регулируются вопросы разработки и внедрения критических и сквозных технологий; раскрывается содержание национальных проектов технологического суверенитета, среднесрочных и долгосрочных планов развития технологий, программ инновационного развития организаций с государственным участием; - устанавливаются положения о технологических инновациях, государственном стимулировании деятельности по реализации технологической политики, в том числе цели и принципы такого стимулирования; - определяются состав инфраструктуры развития технологий и инструменты информационного обеспечения технологической политики. Интересно отметить, что в соответствии с п.2 ст. 22 Федерального закона № 523-ФЗ установлено, что в отношении деятельности по реализации технологической политики в случаях и порядке, которые предусмотрены действующем законодательстве могут предоставляться меры государственного стимулирования, в том числе налоговые льготы и иные преференции, установленные НК РФ, а также льготы по уплате таможенных платежей, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством РФ таможенном регулировании. В соответствии со ст.30 данный закон вступает в силу по истечении 180 дей после дня официального опубликования, т.е. с 27 июня 2025 года. Минфин предварительно оценил исполнение фед/бюджета за январь 2025 Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января 2025 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного дефицита, утвержденными в законе о бюджете, сообщает Минфин на своём официальном сайте. По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе 2025 года составил 2 671 млрд рублей, что на 11,4% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2024 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов как федерального бюджета (+9% г/г), так и бюджетной системы в целом (+13% г/г) наблюдается устойчивая положительная динамика. - Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 1 882 млрд рублей (+9,3% г/г), несколько превысив плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов. Незначительное снижение поступлений НДС в январе связано с ускоренным возмещением налога в первый месяц квартала и не отразится на квартальной динамике поступлений;
- Нефтегазовые доходы составили 789 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (на 16,9% г/г) преимущественно вследствие роста среднего обменного курса доллара и цен на газ. Поступление нефтегазовых доходов в январе текущего года при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития до конца года также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам января 2025 года составил 4 377 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 73,6% г/г. Ускорение финансирования расходов в январе 2025 года (как и в начале 2023-2024 годов) в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. При этом в текущем году не ожидается существенных изменений в квартальной динамике исполнения расходов. По итогам января 2025 года федеральный бюджет сложился с дефицитом в размере 1 706 млрд рублей, что на -1 582 млрд рублей ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Это, главным образом, обусловлено опережающим финансированием расходов внутри первого квартала и не повлияет на квартальную траекторию и исполнение целевых параметров структурного баланса на 2025 год в целом. Как отмечает ведомство, принятая с текущего года траектория нормализации бюджетной политики (выход на нулевой первичный структурный баланс) будет содействовать существенному усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность РФ. Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21,00 % годовых 14 февраля Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых. Текущее инфляционное давление остается высоким. Рост внутреннего спроса по-прежнему значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Вместе с тем более выраженным стало охлаждение кредитной активности, растет склонность населения к сбережению. По оценке Банка России, достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели в 2026 году. Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом скорости и устойчивости снижения инфляции. В базовом сценарии для возвращения инфляции к цели потребуется более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось в октябре. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 7,0–8,0% в 2025 году, вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем. 26 февраля Банк России опубликует Резюме обсуждения ключевой ставки и Комментарий к среднесрочному прогнозу. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 21 марта. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени. На предыдущем заседании 20 декабря Центробанк также сохранил ключевую ставку на уровне 21%. ЦБ тогда объяснил, что произошло более существенное ужесточение денежно-кредитных условий, чем ожидалось в октябре. Достигнутая жесткость формирует предпосылки для возврата инфляции к цели, посчитал ЦБ. Правительство и Банк России не допустят переохлаждения экономики На смену мерам по борьбе с перегревом экономики пришла задача не допустить ее переохлаждения, сообщают «Ведомости». Это основная цель взаимодействия правительства и Банка России в краткосрочном периоде, заявил вице-премьер Александр Новак в ходе выступления на итоговой коллегии Минэкономразвития. Важно найти баланс между задачей снижения инфляции и экономическим ростом, а также не подорвать долгосрочные основы развития, заявил вице-премьер. При этом уже фиксируются первые признаки охлаждения в ряде отраслей – в пищевой промышленности, химпроме, деревообработке, отдельных отраслях машиностроения, заявил министр экономического развития Максим Решетников. Ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП), повышение ключевой ставки и рост макропруденциальных требований приводят к сжатию кредитования, отметил Решетников. Это не только сдерживает спрос, но и существенно влияет на инвестиции, а следовательно, и на будущее предложение продукции и ее себестоимость, добавил министр. В России появится новая ОЭЗ 13 февраля было подписано Постановление Правительства РФ № 155 «О создании на территории Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». Как следует из текста, Правительство постановило создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Горная Шория» на территории Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и об управлении указанной особой экономической зоной. Кроме того, постановлено принять к сведению обязательства Правительства Кемеровской области - Кузбасса об осуществлении в период до 2029 года строительства инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, предусмотренной пунктом 1 настоящего постановления, за счет средств бюджета Кемеровской области - Кузбасса в размере не менее 2083 млн. рублей.  |
Комментариев нет:
Отправить комментарий