среда, 9 апреля 2025 г.

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 4

Subscribe.ru
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 4

 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 3 - 1 - 2025

(часть - 1)

  

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

ФНС опубликовала статистику о результатах контрольной работы за 2024 год

Президент РФ принял участие в пленарном заседании съезда РСПП

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о внесудебном взыскании налогов с физлиц

Местная власть и налоги. Президент подписал закон о местном самоуправлении в России

В ГосДуму внесен законопроект о реформе трудового законодательства (краткий анализ)

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в марте-апреле 2025

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о соц/нал/вычете за приобретение путевок в детские лагеря

… об ужесточении правил аренды для иностранных граждан

… о создании в Магаданской области ТОР

… об увеличении целевых отчислений букмекерских контор

… о совершенствовании порядка оформления бесхозяйных объектов жил/инфраструктуры

… о признании Центробанка органом государственной власти

… об установлении ставки НДС 30% в отношении всех нерезидентов РФ

… об установлении ставки НДС 10% в отношении реализации переработанных овощей

… о выплате стоимости доли участника ООО в размере ее рыночной стоимости

 

 


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

ФНС опубликовала статистику о результатах контрольной работы за 2024 год

На официальном сайте ФНС была опубликована статистика о результатах контрольной работы за 2024 год.

В части налогового контроля за 2024 год особое внимание заслуживают следующие факты:

  • число выездных налоговых проверок составило 4 889, из которых нарушения были выявлены в 4 761 проверках. По сравнению с 2023 годом, количество проверок в 2024 году снизилось более чем на 500;
  • наиболее «спорным» налогом является НДС, составляющий около 1/3 нарушений по камеральным налоговым проверкам, и 2/3 нарушений по выездным налоговым проверкам;
  • всего в результате мероприятий налогового контроля выявлено 768 713 административных правонарушения;
  • общая сумма уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств составила 2 724 719 693 тыс. рублей;
  • по результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено платежей на сумму 295 566 197 тыс. руб., и 37 955 945 тыс. руб. штрафных санкций;
  • наименьшее количество налоговых споров зафиксировано по акцизу на спирт, несмотря на большое количество проверок;
  • средняя сумма одного налогового спора составила чуть больше 60 000 000 рублей без учёта пени и штрафа;
  • порядка 56 % поступлений составила контрольно-аналитическая работа;
  • в 2024 году проведено 155 выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, не являющихся ИП. 

Кроме того, не менее интересно рассмотреть опубликованную статистику по субъектам, в частности – по федеральным округам

Центральный федеральный округ

  • проведено 17 316 278 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 64 959 395 тыс. рублей;
  • проведено 2 313 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 192 387 866 тыс. рублей. 

Северо-Западный федеральный округ

  • проведено 6 204 820 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 10 639 510 тыс. рублей;
  • проведено 287 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 21 700 821 тыс. рублей. 

 Северо-Кавказский федеральный округ

  • проведено 1 658 973 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 7 293 083 тыс. рублей;
  • проведено 176 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 3 213 510 тыс. рублей. 

Южный федеральный округ

  • проведено 5 405 252 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 7 636 408 тыс. рублей;
  • проведено 491 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 9 175 333 тыс. рублей. 

Приволжский федеральный округ

  • проведено 9 659 193 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 12 599 575 тыс. рублей;
  • проведено 661 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 28 008 660 тыс. рублей. 

Уральский федеральный округ

  • проведено 4 410 271 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 7 769 218 тыс. рублей;
  • проведено 381 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 30 405 778 тыс. рублей. 

Сибирский федеральный округ

  • проведено 5 716 026 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 7 797 795 тыс. рублей;
  • проведено 307 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 16 717 283 тыс. рублей. 

Дальневосточный федеральный округ

  • проведено 2 943 495 камеральных налоговых проверок, по которым было доначислено 3 503 764 тыс. рублей;
  • проведено 176 выездных налоговых проверок, по которым было доначислено 6 660 825 тыс. рублей. 

Комментарий ГК «НФП»: Увеличение налоговой нагрузки возможно не только путём повышения налоговых ставок, введения новых налогов, расширения налоговой базы или ликвидацией налоговых льгот. То есть повышение налогового бремени реализуемо не только посредством «нормотворчества», но и посредством усиления налогового контроля, когда налогоплательщику, который отчитался и заплатил налоги, вдруг говорят: «Ты не доплатил, с тебя ещё причитается...».

Нынешняя же статистика свидетельствует, что усиливать налоговый контроль можно не только путём увеличения количества налоговых проверок (их число в абсолютном выражении может даже и снижаться), но и путём повышения качества проверок, то есть через их своеобразное «усиление». При повышении качества налоговых проверок вполне возможно и повышение собираемости налогов. 

Президент РФ принял участие в пленарном заседании съезда РСПП

18 марта Президент России Владимир Путин принял участие в работе XXXIV съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

На повестке дня стоял вопрос о ключевых направлениях взаимодействия бизнеса и государства, а также инициативы предпринимательского сообщества, направленные на достижение национальных целей развития и реализацию национальных проектов.

Владимир Путин поблагодарил отечественный бизнес за работу в условиях санкций и заявил, что западные страны и дальше будут использовать ограничения для давления на экономику страны.

Ключевые вопросы, поставленные в ходе пленарного заседания, Президент РФ прокомментировал следующим образом: 

О санкциях:

  • Санкции - это не временный механизм, а система стратегического давления на страну;
  • Санкции стали дополнительным катализатором структурных изменений в российской экономике;
  • Против России в отношении физических и юридических лиц введено 28 595 санкций;
  • На полную свободу торговли, платежей и перетока капиталов надеяться не стоит;
  • Не надо рассчитывать на западные механизмы защиты прав инвесторов и предпринимателей. 

Об экономике:

  • Охлаждение российской экономики неизбежно, но нужно не допустить её переохлаждения;
  • Нужно избежать нарушений ключевых макропараметров и сдержать инфляцию;
  • Экономика России должна оставаться тихой гаванью для бизнеса. 

Кроме того, Владимир Путин поручил разработать механизм для возвращения отдельных компаний в страну:

«Я прошу Правительство актуализировать перечень зарубежных компаний, которые прекратили работу в России, а также разработать процедуру согласования их возвращения с обязательными гарантиями добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране. Но этот процесс, конечно, должен быть максимально прозрачным» - сказал Президент. 

Также, на съезде Первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Александр Валерьевич Породнов выступил с предложениями по поводу изменения системы взимания НДС. В частности, было предложено рассмотреть возможность хотя бы на год, а лучше на 2025-2026 годы, ввести мораторий на применение ФНС России  штрафных санкций за неправильное определение налоговой базы, несвоевременную подачу декларации и другие нарушения при администрировании НДС для компаний, которые стали его плательщиками в связи с нововведениями.

Отметим, что в подготовке предложений, которые были озвучены А.В. Породновым, принимали участие и специалисты группы компаний «Налоги и финансовое право». Более подробно, см. здесь. 

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект о внесудебном взыскании налогов с физлиц

25 марта ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 782260-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ и статьи 12 и 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (о внесудебном порядке взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов).

Напомним, что законопроект разработан в целях исполнения поручения Президента РФ от 25 апреля 2024 г. № Пр-816 о внесении в НК РФ изменений, касающихся введения порядка внесудебного взыскания с физических лиц обязательных платежей и санкций с сохранением судебного контроля при возникновении спора о законности и обоснованности предъявленных требований.

Законопроект предусматривает применение внесудебного порядка взыскания в отношении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, исчисляемым физическим лицом самостоятельно. Если же сумма задолженности начислена налоговым органом на основании налогового уведомления или решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, решения об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, то внесудебный порядок может быть применен только при отсутствии возражений физического лица, то есть в случае отсутствия спора.

Оспаривание физическим лицом сумм, исчисленных в налоговом уведомлении, осуществляется посредством подачи заявления о перерасчете или жалобы как до, так и после наступления срока уплаты налога. Если физическое лицо в течение 30 дней со дня получения от налогового органа сообщения об отказе в перерасчете или решения вышестоящего налогового органа по жалобе повторно выражает несогласие с суммой обязанности по налоговому уведомлению путем подачи жалобы или, соответственно, уведомления о несогласии с решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия налогового органа по исчислению суммы соответствующего налога, указанной в налоговом уведомлении, взыскание таких сумм осуществляется только в судебном порядке.

В случае пропуска физическим лицом по уважительной причине указанного тридцатидневного срока по его ходатайству этот срок может быть восстановлен налоговым органом, если соответствующая обязанность не исполнена на дату подачи такого ходатайства.

Также взыскание в судебном порядке осуществляется в случае направления физическим лицом жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), вынесенное в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, или на решение об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично. Жалоба (апелляционная жалоба) на решение подается в сроки, установленные статьями 139 и 139.1 НК РФ.

При подаче физическим лицом заявления о перерасчете или жалобы (апелляционной жалобы) предусмотрено обязательное приостановление уплаты налогов, указанных в обжалуемом налоговом уведомлении, или исполнения обжалуемых решений, что предполагает исключение спорных сумм из сальдо единого налогового счета до вступления в законную силу решения суда о взыскании для устранения риска взыскания таких сумм посредством распределения единого налогового платежа.

Кроме этого, учитывая возможность обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера (требования об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности), законопроект предусматривает приостановление взыскания указанных в данных актах сумм задолженности по налоговому уведомлению и (или) решению налогового органа, принятому в порядке, предусмотренном статьями 101 и 101.4 НК РФ, решению об отмене (полностью или частично) решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично, в размере, не взысканном на дату получения налоговым органом жалобы, до принятия решения по соответствующей жалобе, что является важной гарантией прав налогоплательщиков, плательщиков сборов (страховых взносов).

Таким образом, внесудебный порядок взыскания задолженности предлагается использовать только в случаях отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о возникновении спора. Бесспорность требований налогового органа обусловливает отсутствие необходимости обращения к судебному порядку взыскания.

Законопроектом также устанавливаются переходные положения, предусматривающие направление физическим лицам информационных сообщений о переходе на внесудебный порядок взыскания задолженности с предоставлением физическому лицу срока для представления возражений относительно исчисленных налоговым органом сумм налоговой обязанности для приостановления взыскания таких сумм. 

Местная власть и налоги. Президент подписал закон о местном самоуправлении в России

20 марта Президент РФ подписал Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (законопроект № 40361-8).

Напомним, что законом предусматривается следующее:

  1. Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан.

Органы местного самоуправления представляют собой одну из форм его осуществления. 

  1. Законом подчеркивается правовая природа местного самоуправления - целью самоорганизации граждан признается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. 
  1. В соответствии с конституционными основами единства публичной власти законопроектом выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления.

Закон предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления.

Кроме того, существование конструкции, предполагающей закрепление в федеральном законодательстве и вопросов местного значения и полномочий по их решению приводит к путанице при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.

Вопросы местного значения являются одним из элементов компетенции органов местного самоуправления, при этом, исходя из действующих формулировок, конкурируют по содержанию с закрепленными в федеральных законах полномочиями.

Законом предусматривается закрепление непосредственно полномочий органов местного самоуправления. 

  1. Предусматривается, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения.

Одноуровневая организация местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.

Предлагаемый подход, учитывая высокую дотационность, а также широко применяемую практику перераспределения полномочий с поселенческого уровня на региональный, передачи поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов на основе соглашений (в отдельных случаях вплоть до 100%), позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности. 

  1. Сохраняется разделение на городские и муниципальные округа.

При этом критериями выступают действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения на территории городского округа.

За городскими и муниципальными округами закрепляется идентичный объем полномочий.

Перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородских муниципальных образований, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. 

  1. Законом предусматривается три вида преобразования муниципальных образований: объединение, разделение и изменение вида муниципального образования (например, городской округ при несоблюдении установленных для него требований должен быть преобразован в муниципальный округ). 
  1. Структура органов местного самоуправления остается неизменной.

Ее составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. 

  1. Законом предусматривается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования - муниципальные выборы. 
  1. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования.

Избрание представительным органом муниципального образования осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. 

  1. Глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ, всегда возглавляет местную администрацию. 
  1. Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта РФ.

Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

С соответствующей инициативой высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.

Также высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта РФ.

При этом, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта РФ предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации указанными должностными лицами не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения объявления выговора, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации. 

  1. Законом обеспечивается синхронизация сроков полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования, со сроком полномочий соответствующего представительного органа муниципального образования.

Это означает, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, полномочия такого главы муниципального образования также прекращаются досрочно. 

  1. В соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность. 
  1. Укрепляется статус и главы местной администрации.

Закон предусматривает, что глава местной администрации замещает муниципальную должность. 

  1. В целях обеспечения учета интересов населения в отдельных населенных пунктах законопроектом предусматривается, что в структуру местной администрации городского округа, муниципального округа, как правило, входят территориальные органы местной администрации.

В структуру местной администрации могут входить и отраслевые (функциональные) органы местной администрации.

При этом руководители территориальных и отраслевых органов местной администрации также замещают муниципальные должности. 

  1. Для всех должностных лиц местного самоуправления, под которыми понимается лицо, замещающее муниципальную должность, либо заключившее контракт (трудовой договор), наделенное в соответствии с уставом муниципального образования исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, устанавливается единый срок полномочий - пять лет. 
  1. Закон обеспечивает исполнение отдельных решений Конституционного Суда РФ.

Так в частности, предусматривается, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение (опубликование) в сетевом издании.

При этом в случае, если первое размещение (опубликование) муниципальных правовых актов осуществляется в сетевом издании, в муниципальном образовании обеспечивается создание одного или нескольких пунктов подключения к сети «Интернет», доступных для их использования неограниченным кругом лиц.

Законом предусматривается, что избрание главы муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава проводится, как правило, на первом заседании представительного органа муниципального образования нового созыва.

Если кандидат на должность главы муниципального образования не набрал необходимое число голосов, полномочия главы муниципального образования до дня избрания главы муниципального образования в установленном порядке и вступления его в должность в торжественной обстановке в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Также законом предлагается установить, что полномочия главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования, начинаются со дня его избрания и вступления в должность в торжественной обстановке в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, и прекращаются в день проведения представительным органом муниципального образования нового созыва заседания, на котором рассматривается вопрос об избрании главы муниципального образования.

Такой подход к разграничению сроков полномочий глав муниципальных образований обеспечивает осуществление выраженного на муниципальных выборах волеизъявления большинства избирателей и принцип сменяемости власти. 

  1. В соответствии с законопроектом порядок принятия представительным органом муниципального образования решений определяется уставом муниципального образования.

При этом решение представительного органа муниципального образования, в том числе устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, не может считаться принятым, если за него проголосовало менее половины от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Такой подход позволит обеспечить легитимность принимаемым представительным органом муниципального образования решениям. 

  1. Законом уточняется перечень форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Наряду с предусмотренными законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ. 

  1. Законом предлагаются положения о международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления.

Предусматривается формирование и ведение перечня соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления.

Определяется, что международные и внешнеэкономические связи осуществляются органами местного самоуправления в целях решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в порядке, установленном законом субъекта РФ. 

  1. Законом предусматривается право отдельных населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования (с учетом исторических и иных местных традиций, а также наличия почетных званий СССР и РФ), иметь официальные символы населенного пункта. 
  1. 22. Вопросы налогообложения и местных налогов в Законе не претерпели какого-либо изменения. В самом тексте закона применены отсылочные нормы, которые перенаправляют правоприменителя к НК РФ. 
  1. 23. В законе решаются вопросы, так называемого «самообложения граждан», под которыми понимаются разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. (ст. 69). Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (части территории населенного пункта), входящего в состав территории муниципального образования), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта (части территории населенного пункта), входящего в состав территории муниципального образования) и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы самообложения решаются или на местном референдуме или в случаях, предусмотренных законом, на сходе граждан. 

  1. 24. Закон № 33-ФЗ в большинстве норм вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением ст.ст. 32, 37, 39 и ч.23 ст.89, которые вступают в силу с 1 января 2027 года. 

В ГосДуму внесен законопроект о реформе трудового законодательства (краткий анализ)

6 марта инициативной группой депутатов от фракции «КПРФ» во главе с Г.А. Зюгановым в ГосДуму внесён законопроект № 858157-8 «Трудовой кодекс Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в развитие положений Конституции РФ о свободе труда, о праве на труд в условиях безопасности, на вознаграждение за труд без дискриминации, а также о праве на защиту от безработицы.

Законопроект нацелен на повышение производительности труда и эффективности производства на основе научного планирования и управления, на стимулирование творческой активности работников, на расширение прав трудовых коллективов и профсоюзов, на улучшение демографической ситуации в стране.

Достижению указанных целей призвано способствовать совершенствование трудовых отношений, что является основным предметом законопроекта. 

Основными положениями законопроекта являются:

  1. Последовательная реализация принципа толкования противоречий, неясностей в нормативных правовых актах о труде, в локальных нормативных актах, договорных и индивидуальных актах в пользу работника.
  2. Определение порядка применения трудового законодательства по аналогии права и закона в трудовых правоотношениях для минимизации негативных последствий возможных пробелов закона.
  3. Новое определение социального партнёрства в сфере труда как согласованного взаимодействия между работниками, их представителями, работодателями, их объединениями, а также государством в целях регулирования трудовых и социально-экономических отношений на основе диалога и взаимного уважения.
  4. Введение новой главы о чрезвычайных полномочиях органов исполнительной власти в сфере труда и занятости при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности на всей территории страны или в отдельном регионе.
  5. При введении режима повышенной готовности работодатели обязаны установить и регламентировать режим оплачиваемых нерабочих дней для работников, находящихся в данном режиме.
  6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, если в договоре не предусмотрено иное, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, - на всех работников структурном соответствующего подразделения, если в договоре не предусмотрено иное.
  7. Останавливается право работников на участие в определении условий труда и в обсуждении вопросов, касающихся их рабочих мест, заработной платы, условий охраны труда, профессиональной подготовки и других аспектов, влияющих на их трудовую деятельность, посредством их представителей или общего согласования с работодателем.
  8. В действующем трудовом законодательстве не полностью проработаны вопросы восполнения ущерба, причинённого работником. В соответствии с законопроектом работник имеет право заменить порядок компенсации, причинённого ущерба выполнением альтернативной работы в организации. При выполнении альтернативных видов работ заключается дополнительное соглашение.
  9. Законопроектом предполагается, что в случае несогласия с прекращением трудового договора работник вправе получить письменное заключение профсоюзной организации, в которой он состоит. Увольнение работника возможно после получения соответствующего заключения. Эта норма позволяет дополнительно защитить интересы работников.
  10. Ключевые новеллы законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране путём улучшения условий труда работников, что оказывает непосредственное воздействие на важнейший фактор существования страны - рождаемость.

Введена норма о том, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 30 часов в неделю.

Для одиноких родителей устанавливается право на сокращённое рабочее время (на один час), необходимое для осуществления обязанностей по заботе и воспитанию детей до четырнадцати лет.

Устанавливается запрет на привлечение беременных женщин в первые месяцы после родов к работе с ненормированным рабочим днём. Им предоставляется право на беспрепятственное посещение медицинских учреждений для прохождения медицинских осмотров и консультаций.

Для женщин, работающих в сельской местности, установлена норма о повышении для них на 30 процентов размера оплаты труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).

В целях социальной поддержки женщин, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет без официального трудоустройства предлагается установить для них выплаты не менее минимального размера оплаты труда, что позволит укрепить материальную стабильность семей, где женщины занимаются уходом за младшими детьми и не могут работать на постоянной основе.

Предлагается заключение многодетными матерями трудового договора с Социальным фондом России до достижения младшим ребёнком 18-летнего возраста. Такой трудовой договор должен включать в себя как обязанности по уходу за ребёнком, так и права на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.

Такие правоотношения должны учитываться при расчёте трудового стажа и назначении пенсии многодетным матерям, занимающимся воспитанием детей до 18 лет.

  1. Предлагается увеличить отдельным категориям работников продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с возможностью подачи письменного заявления:

- участникам Великой Отечественной войны - до 50 календарных дней в году вместо 30 календарных дней согласно TK РФ;

- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 30 календарных дней в году вместо 14 календарных дней;

- работающим инвалидам - до 90 календарных дней в году с распределением на период календарного года вместо 60 календарных дней.

  1. Законопроектом предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Работодатели обязаны сотрудничать с профсоюзами, а профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно получать доступ к информации о трудовых правах и условиях труда работников.
  2. В целях защиты интересов работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров любые профсоюзные организации, действующие на территории Российской Федерации, имеют право представлять интересы работников в соответствии с уставами общероссийских профсоюзов.
  3. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам, приобретают повышенные гарантии и права. Установлен порядок увольнения таких работников. Так, они не могут быть уволены без предварительного письменного согласия соответствующего профсоюза или комиссии. Причиной увольнения должны быть лишь объективные обстоятельства, которые не связаны с выполнением работником своих обязанностей в профсоюзных органах или комиссиях по трудовым спорам.
  4. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем только с согласия представительного органа работников.
  5. Законопроект предусматривает выплату заработной платы или её части в неденежной форме при письменном волеизъявлении работника. Работник имеет право выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при конкретной выплате, так и в течение определённого срока (например, в течение квартала, года).
  6. Вводится квота для приёма на работу граждан, получивших средне- специальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые:

- для работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек, - в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников;

- для работодателей, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, - в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.

  1. Возвращено понятие минимального размера оплаты труда (далее - MPOT). MPOT — это минимальный размер вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращён по коллективному или индивидуальном трудовому договору.
  2. Усиливается защита прав работника при изменении условий трудовой деятельности. При изменении должности, места работы или рабочих условий работника работодатель обязан в письменной форме предложить ему альтернативную трудовую занятость, чтобы работник имел возможность ознакомиться с предложенной трудовой занятостью и принять решение об её принятии или отклонении в течение разумного срока.
  3. Вместо отменённых в 2011 году единых тарифных сеток (ETC) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:

а) оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;

б) надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;

в) выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;

г) выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.

При этом стимулирующие выплаты не могут заменять основную заработную плату работников и не подлежат налогообложению.

  1. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента ежегодной индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ на момент проведения индексации.
  2. Правительство РФ обязано устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
  3. В целях обеспечения социальной справедливости и уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов устанавливается обязательное повышение минимальной окладной части зарплаты, которая должна составлять не менее 85% от MPOT.
  4. Существенные изменения внесены в порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Дополнительно к минимальному проценту индексации минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен составлять 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

  1. Законопроектом предлагается введение сдельной системы оплаты труда и определение расценок при сдельной оплате труда с учётом, в частности, советского опыта. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).
  2. При установлении заработной платы при применении к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей устанавливается, что это не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности.
  3. Для обеспечения социальной защиты работников в случае простоя, связанного с обстоятельствами, не зависящими от их воли и желания, предусматривается обязательное обеспечение оплаты простоя в размере 100 % от средней заработной платы работника. В действующем Трудовом кодексе время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
  4. В зависимости от выполнения работником работ различной квалификации меняется оплата труда:

- при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам более высокой квалификации;

- при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.

Если с учётом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

В конкретной организации должна быть предусмотрена возможность ведения количественного учёта объёма выполненных работ и возможность установления сдельных расценок и норм выработки.

  1. Расширяются гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
  2. В соответствии с законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

На льготных условиях (с понижением возраста и стажа или только возраста) имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжёлыми условиями труда, работницы предприятий текстильной промышленности по спискам производств и профессий; женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста; рабочие и служащие - инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; некоторые другие категории рабочих и служащих.

  1. Законопроектом устанавливается порядок внедрения электронного кадрового документооборота (ЭКДО) — создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, и путям их решения, цифровизации трудовых отношений.
  2. Введена статья об особенностях регулирования труда лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Лицами предпенсионного возраста считаются лица, подходящие к установленному законодательством Российской Федерации возрасту для выхода на пенсию в течение 5 лет. Работодатели обязаны предоставить лицам пенсионного и предпенсионного возраста равные с более молодыми работниками
  3. Законопроектом регулируются трудовые отношения работников— инвалидов и лиц с особыми потребностями и устанавливаются особенности и льготы, направленные на обеспечение равных возможностей и социальной защиты данной категории работников. Определён порядок сопровождения работодателями труда инвалидов I и II групп в соответствии с принципами равных возможностей и не дискриминации.
  4. В Трудовой кодекс включён правовой статус безработного, прописаны права и гарантии безработного. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Определены особенности регулирования труда осуждённых и лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Государство обеспечивает им условия для труда с учётом их возможностей и квалификации. Осуждённые, находящиеся в учреждениях исполнения наказания, могут быть заняты на работах, обеспечивающих их социальную реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
  6. Установлены особенности регулирования труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Работами с вредными условиями труда считаются те, которые связаны с воздействием производственных факторов на работника, приводящим к его заболеванию или ухудшению здоровья. Работами с опасными условиями труда считаются те, которые связаны с повышенным риском производственного травматизма для работников.
  7. Ряд новелл относится к регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Крайнего Севера).
  8. Законопроектом вводится новая глава об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, в которой дан ряд терминов и определений, в частности, кто такие работник государственной корпорации, работник публично- правовой компании, работник государственной компании.

Раскрыты понятия конфликт интересов и личная заинтересованность, определены основные государственные гарантии работников государственной корпорации, публично-правовой компании, государственной компании, особенности регулирования службы и статус государственных гражданских служащих.

  1. Вводится новая глава «Правовые механизмы гарантий для лиц, реализующих своё право на труд в нестандартных формах занятости».
  2. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципа социального партнёрства в трудовых отношениях предусматривается создание специализированных трудовых судов.
  3. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учёта сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории страны законопроектом предлагается создание Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве (далее — Система учёта).
  4. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.
  5. Предлагается введение оплаты труда при отклонениях от установленных нормативных условий труда.
  6. Работу в выходной или нерабочий праздничный день предлагается оплачивать не менее чем в двойном размере.
  7. Законопроектом устанавливается, что размер возмещения суточных, связанных со служебными командировками, должен быть не ниже 1/30 величины MPOT, установленного в соответствующих субъектах РФ, за каждый день нахождения в служебной командировке.
  8. Работодатель обязан обеспечивать гарантии и компенсации работникам при условии прекращения трудовых отношений не по вине работника. При вынужденном прекращении трудовых отношений не по вине работника работодатель обязан выплатить работнику:

- компенсацию в размере средней заработной платы за период увольнения;

- компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитываемую на основе количества дней отпуска, оставшихся до окончания текущего календарного года.

  1. При призыве работника на военную службу работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места работника на период его отсутствия в связи с выполнением военных обязанностей.

Трудовой договор между работником и работодателем не может быть расторгнут из-за призыва работника на военную службу.

  1. Введены главы «Особенности регулирования труда муниципальных служащих», «Понятие, предмет регулирования, Особенности регулирования труда работников органов местного самоуправления», «Особенности регулирования службы сотрудников правоохранительных органов», «Отношения на службе в правоохранительных органах. Полномочия правоохранительного органа по принятию локальных нормативных актов в сфере труда. Контракт о прохождении службы».
  2. Расширено содержание главы «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей».  

                                                                                                                                                       

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в марте-апреле 2025

ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в марте-апреле 2025 г., согласно которому будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере налогообложения и финансового права:

  • 8 апрелязаконопроект № 825103-8 «О внесении изменений в ст. 183 УК РФ» (об усилении ответственности за незаконное получение и использование коммерческой, налоговой или банковской тайны). 

В целом, заседания ГосДумы в марте-апреле назначены на следующие дни:

  • 25, 26, 27 марта;
  • 1, 2, 3 апреля;
  • 8, 9, 10 апреля. 

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о соц/нал/вычете за приобретение путевок в детские лагеря

4 марта инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 855076-8 «О внесении изменений в ст. 219 и 221.1 ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях предоставления налоговых мер поддержки гражданам при осуществлении выплат за путевки для детей в возрасте до 18 лет в организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детские оздоровительные лагеря, расположенные на территории РФ.

В настоящее время действующая система налогообложения не предусматривает социальный налоговый вычет за приобретение путевки в детские организации отдыха. На получение налогового вычета можно рассчитывать, только если лагерь является образовательным или оздоровительным. В таких случаях можно применить социальный налоговый вычет за обучение или лечение.

Законопроектом предлагается ст. 219 ч. II НК РФ дополнить положением о возможности получения социального налогового вычета налогоплательщиками (родители бабушки, дедушки, опекуны или попечители) за оплату путевки для своих детей (в том числе усыновленных), внуков, подопечных в возрасте до 18 лет в организации отдыха и оздоровления (включая переезд к месту отдыха и обратно до места отправления, услуги питания).

Принятие законопроекта установит комплексный подход в рассматриваемом вопросе, позволит возмещать налогоплательщикам расходы не только за обучение или лечение детей в период их нахождения в детском лагере отдыха, но и компенсирует часть затрат на переезд до места отдыха и обратно, а также услуги питания. 

… об ужесточении правил аренды для иностранных граждан

5 марта инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 856256-8 «О внесении изменений в ч. II ГК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования миграционной политики и обеспечения общественного порядка.

В настоящее время актуальной становится проблема заселения в многоквартирные дома большого количества иностранных граждан, не соблюдающих правила общественного порядка, в том числе: тишины, чистоты в подъездах и на улицах, распития напитков, выгула домашних животных и многие другие нормы, из-за чего снижается комфорт и безопасность добросовестных жителей.

Законопроектом предлагается ужесточить требования к найму жилых помещений иностранными гражданами, за исключением граждан Республики Беларусь, а именно:

- установить необходимость заключения договора найма жилого помещения с иностранными гражданами;

- снизить срок максимального действия договора найма жилого помещения с иностранными гражданами с пяти до одного года;

- снизить срок возможного проживания временных жильцов, являющихся иностранными гражданами, с шести до одного месяца;

- исключить право иностранных граждан, заключивших договор найма жилого помещения, на преимущество при заключении договора на новый срок;

- установить запрет на заключение договора поднайма жилого помещения, если договор найма заключен с иностранными гражданами, а также если договор поднайма заключается с иностранными гражданами;

- установить возможность расторжения договора найма жилого помещения с иностранными гражданами в случае невнесения платы за жилое помещение за два месяца.

Таким образом, законопроект, предусматривающий комплексные изменения, сформирует основу для более ответственного подхода собственников квартир к сдаче жилья иностранным гражданам, а также снизит число случаев заселения недобросовестных иностранных граждан. 

… о создании в Магаданской области ТОР

14 марта Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 864832-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях создания на территории Магаданской области территории опережающего развития с сохранением действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, предусмотренной Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области».

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в ст. 71 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области» и статью 2 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» срок функционирования особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Магаданской области был продлен до 31 декабря 2046 г.

Для участников ОЭЗ в Магаданской области законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены налоговые преференции (пониженная ставка налога на прибыль организаций, понижающий коэффициент, учитываемый при расчете налога на добычу полезных ископаемых).

С учетом продления срока функционирования ОЭЗ в Магаданской области и в целях сокращения выпадающих доходов федерального бюджета и бюджета Магаданской области, законопроектом предусматривается прекращение с 1 января 2026 г. действия налоговых преференций для участников ОЭЗ в Магаданской области.

Также законопроектом снимается запрет на получение инвестиционных налоговых вычетов участниками ОЭЗ в Магаданской области, который был установлен в целях исключения дублирования налоговых преференций по налогу на прибыль организаций для участников ОЭЗ в Магаданской области.

 

Кроме того, параллельно с данным законопроектом, внесён законопроект № 864829-8 «О внесении изменений в ст. 3.1 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области» и Федеральный закон «О территориях опережающего развития в РФ», согласно которому  законопроектом устанавливается возможность создания территории опережающего развития (далее - ТОР) на территории ОЭЗ в Магаданской области в административных границах города Магадана.

… об увеличении целевых отчислений букмекерских контор

14 марта инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 864521-8 «О внесении изменения в ст. 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в части увеличения целевых отчислений букмекерских контор».

Как следует из содержания пояснительной записки, деятельность букмекерских контор и тотализаторов является сегментом экономики с высокой маржинальностью, но одновременно несет в себе значительные социальные и экономические риски.

Азартные игры имеют выраженный антисоциальный характер, способствуя формированию зависимого поведения, росту долговых обязательств среди населения и перераспределению финансовых потоков в пользу игорного бизнеса, что создает негативные последствия для социальной структуры общества.

Действующая редакция статьи 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» устанавливает процент целевых отчислений, а также минимальный порог суммы выплат, которые букмекерские организации обязаны направлять в спортивные федерации и профессиональные лиги.

Однако в условиях роста оборотов игорного бизнеса и увеличения его экономического влияния, существующие нормы не позволяют обеспечить адекватный уровень перераспределения доходов в пользу социальной сферы.

Предлагаемые изменения увеличивают размер целевых отчислений до 3 процентных пункта, а также устанавливают минимальную сумму выплат в размере не менее 40 млн рублей. Данный механизм учитывает рост доходности букмекерской отрасли.

По мнению инициатора законопроекта, увеличение процента целевых отчислений и повышение их минимального размера позволит компенсировать негативные последствия распространения азартных игр, уменьшить финансовый разрыв между доходами игорного бизнеса и его вкладом в общественно значимые сферы, а также усилить участие букмекерской индустрии в долгосрочном финансировании российского спорта и спортивной инфраструктуры. 

Комментарий ГК «НФП»: Особый интерес представляет правовая природа таких целевых отчислений. Ведь речь идёт об обязательных отчислениях в спортивные федерации и профессиональные лиги, в то время, как правовое регулирование обязательных платежей предусмотрено ст. 8 НК РФ.

Тем не менее, суды в спорах букмекеров с контрольно-надзорными органами чаще всего встают на сторону последних. Один их относительно «свежих» судебных актов в данной категории споров - Определение ВС РФ от 05.07.2022 N 305-ЭС22-9101 по делу N А40-125731/2021, где суд отказал букмекерской конторе в удовлетворении заявления в споре с налоговым органом в части целевых отчислений, предусмотренных ст. 6.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». 

… о совершенствовании порядка оформления бесхозяйных объектов жил/инфраструктуры

18 марта депутатами ГосДумы от фракции «Единая Россия» Паниным Г.О. и Терентьевым М.Б., а также сенатором РФ А.В. Двойных внесён в ГосДуму законопроект № 867325-8 «О внесении изменений в ст. 225 ч. I ГК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования механизма оформления бесхозяйного имущества.

Порядок оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность установлен статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ).

Пункт 1 статьи 225 ГК РФ к бесхозной недвижимой вещи относит вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и Севастополе - по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов (далее- уполномоченный орган).

Также в соответствии с пунктом 5 статьи 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее - уполномоченное лицо).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет уполномоченный орган, уполномоченное лицо может обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь.

Целями и задачами выявления бесхозяйных недвижимых вещей являются вовлечение неиспользуемого имущества в свободный гражданский оборот, обеспечение безопасной технической эксплуатации имущества и надлежащее содержание территории муниципальных образований.

Возможность скорейшего принятия в собственность особенно важна в отношении бесхозяйных объектов (в том числе линейных), предназначенных для обеспечения населения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения.

Состояние такого имущества напрямую влияет на нормальное обеспечение теплом, водой, газом, безопасность жизнедеятельности населения. Вместе с тем приведение такого бесхозяйного имущества в надлежащее состояние за счет средств бюджетов бюджетной системы до оформления в муниципальную (государственную) собственность не представляется возможным.

Предусмотренный в настоящее время срок один год, по истечении которого у уполномоченного органа возникает право на обращение в суд, является чрезмерным, затрудняет принятие срочных и неотложных мер в части сохранения такого бесхозяйного имущества, в том числе, с целью устранения угрозы жизни и здоровья граждан.

В этой связи законопроектом предлагается сократить до 3 месяцев срок, по истечении которого уполномоченный орган, уполномоченное лицо вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйную вещь, в случае если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения населения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения либо гидротехническим сооружением, автомобильной дорогой или объектом гражданской обороны. 

… о признании Центробанка органом государственной власти

21 марта депутатом ГосДумы от фракции «СРЗП» М.Г. Делягиным внесён в ГосДуму законопроект № 871707-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в части признания его федеральным органом государственной власти).

Как следует из содержания пояснительной записки, Центральный банк РФ (далее Банк России) по своей природе и исполняемым им функциям объективно является федеральным органом государственной власти.

Однако в Конституции РФ и действующей редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» это указывается не прямо, а лишь в косвенной форме, через указание в связи с ним на «другие органы государственной власти».

Это порождает многочисленные недоразумения (включая широко распространенные требования общественности «национализировать Банк России»), во избежание которых разумно указать подразумеваемый статус Банка России в прямой форме, исключающей как недопонимание, так и инсинуации.

При этом если п. 2 ст. 75 Конституции РФ устанавливает, что Банк России выполняет свои функции «независимо от других органов государственной власти» (то есть подразумевается, что он является просто органом государственной власти, без указания ее уровня), то абз.2 ст.1 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» конкретизирует это положение: «независимо от других федеральных органов государственной власти», устанавливая тем самым, что Банк России является именно федеральным органом государственной власти.

Слово «других» в данном контексте по своему смыслу однозначно указывает на то, что Банк России по Конституции является органом государственной власти, а по закону о Банке России - именно федеральным органом государственной власти.

Возражение Правового управления Госдумы (от 6 ноября 2024 года № вн2.2-14149), исходящее из того, что раз расходные обязательства РФ возникают при осуществлении федеральными органами государственной власти своих полномочий, то не включенная в ведомственную структуру расходов федерального бюджета организация не может быть федеральным органом государственной власти, представляется ошибочной как содержательно, так и формально.

С содержательной точки зрения то, что расходные обязательства РФ возникают в том числе в результате реализации органами власти своих полномочий, отнюдь не означает принципиальной невозможности существования органов власти, исполняющих свои полномочия без формирования расходных обязательств РФ.

Утверждение обратного, на чем основана позиция Правового управления Госдумы, представляет собой классическую логическую ошибку - смешение содержания явления и его внешнего проявления («собаки лают, значит, все, что не лает (в том числе молчащая собака), не собака» - аналогично «органы власти генерируют расходы бюджета, значит, все, что не генерирует расходы бюджета, - не орган власти»),

С формальной же точки зрения позиция Правового управления Госдумы прямо противоречит приведенным выше п. 2 ст. 75 Конституции РФ и абз.2 ст.1 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Аппарат Правительства РФ также прямо указал, что данный законопроект не влияет на финансовые обязательства государства и, соответственно, позиция Правового управления Госдумы, на которой оно настаивает, является фундаментально ошибочной. 

… об установлении ставки НДС 30% в отношении всех нерезидентов РФ

24 марта инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», также сенаторами РФ Е.В. Афанасьевой и В.Е. Деньгиным внесён в ГосДуму законопроект № 872440-8 «О внесении изменений в ст. 224 ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях совершенствования системы налогообложения иностранных граждан.

Концепция законопроекта направлена на необходимость пересмотра основных параметров налоговой системы в отношении иностранных граждан и увеличение доходов бюджетной системы РФ для решения масштабных общенациональных задач в социальной и экономической сферах.

Законопроектом предлагается на данные доходы распространить общее правило применения налоговой ставки в размере 30 %.

… об установлении ставки НДС 10% в отношении реализации переработанных овощей

24 марта Государственным Собранием Республики Марий Эл, а также депутатами ГосДумы В.И. Кашиным и С.И. Казанковым внесён в ГосДуму законопроект № 872989-8 «О внесении изменения в ст. 164 ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях установления ставки НДС 10 % в отношении операций по реализации продуктов переработки овощей (включая картофель).

Законопроектом предусматривается включение в установленный подп. 1 п. 2 ст. 164 ч. II НК РФ перечень продовольственных товаров, налогообложение реализации которых производится по налоговой ставке 10 %, продуктов переработки овощей.

Такая мера позволит отечественным производителям увеличить объемы оборотных средств и направить их на внедрение технологий для глубокой переработки продукции овощеводства, что послужит развитию конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей при реализации и переработке овощей (включая картофель).

Важно, что предусмотренное законопроектом снижение ставки НДС приведет к выравниванию условий налогообложения для организаций, осуществляющих переработку продукции овощеводства, и товаропроизводителей, реализующих другие виды продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов), для которых налоговая ставка 10 % действует в настоящее время.

Кроме того, предлагаемое снижение ставки НДС, по мнению экспертов, позволит выравнять условия налогообложения для организаций, осуществляющих производство и реализацию овощей (включая картофель), и для товаропроизводителей, осуществляющих их переработку.  

… о выплате стоимости доли участника ООО в размере ее рыночной стоимости

27 марта Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 876952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе возможность установления и выплаты действительной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества в размере рыночной стоимости с привлечением оценщика, если об этом заявлено участником общества.

При этом перевод спора в судебную плоскость в отношении установленного размера рыночной стоимости и ее выплаты допускается только при наличии соответствующего заявления лица об установлении и выплате обществом действительной стоимости доли в размере рыночной стоимости.

При наличии такого заявления установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости, не допускается.

 

 


 
     Прошлые выпуски
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на oialidanyco.oialidanyco@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку tax.cnfp на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий