среда, 21 мая 2025 г.

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 4

Subscribe.ru
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 4

 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 4 - 1 - 2025

(часть - 1)

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Минтранс предложил ввести неналоговый сбор с авиакомпаний

Проблемы межвед/взаимодействия по профилактике налог/правонарушений обсудили в ФНС России

КС РФ признал конституционным многократное увеличение размера госпошлин

Правительство ввело мораторий на применение штраф/санкций по НДС к предпринимателям на УСН

Минфин подготовил законопроект для реализации основных направлений нал/политики

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в мае 2025

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о повышении ставки налога на прибыль до 35% для фирм, использующих иностр/тов/знаки

… об объединении госпошлин за регистрацию некоммерческих водных судов

… о защите ипотечных заемщиков от банкротства

… о праве суда возвращать административное дело на дорабо

… об освобождении от НДС услуг, оказываемых администратором софинансирования

… об освобождении от НДФЛ доходов женщин с детьми

… о внесении изменений в часть вторую НК РФ

… о внесении изменений в ст.ст. 162 и 264 части II  НК РФ

… о внесении изменения в статью 4 Закона об НПД

… об освобождении от НДФЛ компенсации работникам расходов на отпуск

… об уточнении порядка перевода работников на другую работу

… о создании иностранных компаний в СРА путем инкорпорации

… об увеличении предельной суммы суточных, не облагаемой НДФЛ

… о введении налога на сверхприбыль за 2024-2025 гг. на прибыль свыше 1 млрд рублей

… о распространении льгот для госпошлины на регион/нотар/тариф

… об освобождении от уплаты госпошлины в суд семей участников СВО

… об ограничении возможностей микрофинансовых организаций при испол/производстве 

 


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Минтранс предложил ввести неналоговый сбор с авиакомпаний

Минтранс с 1 сентября предлагает ввести инфраструктурный сбор с авиакомпаний на реконструкцию аэропортов, соответствующая инициатива размещена на портале нормативных правовых актов.

В Минтрансе считают, что выплаты от авиакомпаний позволят ускорить модернизацию инфраструктуры аэропортов. Сбор распространится как на отечественные, так и на иностранные авиакомпании. В пример приведен аэропорт Шереметьево, где уже реализуется такая модель.

Средства будут реализованы в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов». На его реализацию из госбюджета выделено 366 млрд руб., а также порядка 128 млрд руб. частных инвестиций по концессионной схеме, передаёт «Коммерсантъ».

«Это позволит в сжатые сроки привлечь необходимый объем средств для расширения программы модернизации инфраструктуры в период 2025–2030 годов. Все работы направлены в первую очередь на повышение безопасности полетов и улучшение качества услуг в аэропортах. Строгий контроль за размером сбора и распределением средств этого фонда будет возложен на органы власти. Сбор предлагается вводить в аэропортах, входящих в холдинги»,— сказано в сообщении Минтранса.

Ранее стало известно, что Шереметьево изменит тарифы и ужесточит правила пользования привокзальными площадями. В компании считают, что увеличение штрафов и введение ограничений на время стоянки поможет обеспечить безопасность. 

Комментарий от «НФП»: Очередной неналоговый оборотный целевой сбор власти пытаются ввести для целей финансирования конкретных отраслевых задач. Наряду с рекламным сбором, который начал взыматься с 1 апреля, это уже отражение некой тенденции, которая означает усиление налогового бремени на бизнес. Несмотря на критику экспертов, которые считают практику введения подобных «платежей» помимо Налогового кодекса РФ незаконной (что прямо противоречит п.6 ст.3 НК РФ), власти по прежнему поддерживают тренд на введение этих достаточно сомнительных с юридической точки зрения платежей.

Проблемы межвед/взаимодействия по профилактике налог/правонарушений обсудили в ФНС России

9 апреля состоялось заседание коллегии ФНС России, на котором представители ФНС, МВД, ФСБ и СК РФ обсудили вопросы повышения эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Руководитель ФНС Даниил Егоров в своем выступлении, в частности, отметил:

«Любое нарушение должно влечь возмещение денежных средств в бюджет. Это основное целеполагание, которое есть и в наших внутренних показателях, и в определении того, что мы считаем принципиально важным, когда говорим о работе с налогами в стране. Мы обеспечены технологиями, однако без эффективной совместной работы с правоохранительными органами мы не справимся. Половина всех выездных проверок сейчас проводится совместно с МВД России».

Руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета России Евгения Минаева, в свою очередь, рассказала, что по итогам прошлого года количество сообщений о преступлениях, поступивших из налоговых органов, сократилось на 13%. В качестве положительной практики совместной работы она отметила, что в некоторых регионах следственные органы получают информацию о налоговых нарушениях еще на стадии планирования налоговой проверки. При этом в ходе их проведения следователи впоследствии активно в них участвуют.

В качестве приоритета участники коллегии обозначили необходимость совершенствования системы предупреждения налоговых правонарушений. Это предполагает изменение форматов взаимодействия с налогоплательщиком, более активное использование различных форм профилактического воздействия, а также повышение эффективности контрольно-аналитической работы. Данные направления тесно взаимосвязаны и служат достижению общей цели – сделать непривлекательным и опасным использование налоговых схем.

Обозначены основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями: 

  • локализация и пресечение деятельности «площадок»;
  • повышение эффективности борьбы с новыми схемами налоговых преступлений;
  • скоординированное взаимодействие при доказывании преступного умысла в действиях налогоплательщика;
  • установление имущества бенефициаров и возмещение ущерба виновными лицами в случае выявления нарушений налогового законодательства. 

КС РФ признал конституционным многократное увеличение размера госпошлин

Конституционный суд РФ  принял Постановление № 16-П от 10.04.2025 по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 33319 и п. 1 ст.33321 НК РФ, а также п.п. 45 и 47 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.

Текст коллективного депутатского запроса ранее приводила пресс-служба фракции «КПРФ».

Напомним, что положения Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ, значительно увеличившие размер судебных госпошлин, вступили в силу 8 сентября 2024 г.

«Фактически фискальное ограничение в виде повышения размера государственных пошлин вводит квазиимущественный ценз при реализации права на судебную защиту. При этом повышение пошлин никак не сопровождается качественным изменением судебной системы», - говорилось в запросе.

По итогам рассмотрения запроса КС РФ пришел к выводу о конституционности соответствующих положений законодательства, мотивировав свою позицию, в частности, следующим:

  1. Внесение поправки лишь во втором чтении не привело к нарушению концепции законопроекта, направленной в целом на урегулирование вопросов налогообложения. По вопросу о принятии поправки состоялась отдельная парламентская дискуссия, по просьбе возражавших против принятия поправки депутатов она была вынесена на отдельное голосование, а ее принятие необходимым большинством голосов после состоявшегося обсуждения свидетельствует о соблюдении установленной законодательной процедуры, что не позволяет сделать вывод об искажении действительной воли законодателя.
  2. Заключение Правительства РФ для внесения поправки в Государственную Думу РФ не требовалось ввиду ее разработки и внесения в законодательный орган самим Правительством РФ.
  3. Законодательством предусмотрены различные инструменты, позволяющие сгладить рост размеров госпошлин для малообеспеченных граждан (льготы, отсрочка и рассрочка, уменьшение размера госпошлины и др.). В каждом конкретном случае при наличии соответствующего ходатайства заявителя правоприменитель должен устанавливать наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности уплаты госпошлины, перечень которых является открытым. 

Правительство ввело мораторий на применение штраф/санкций по НДС к предпринимателям на УСН

25 апреля Правительство РФ приняло решение поддержать предпринимателей, применяющих УСН и впервые ставших плательщиками НДС, сообщает ФНС РФ на своём официальном сайте.

К ним не будут применяться штрафные санкции за непредставление в срок первой декларации по НДС, если такая впервые подается за любой из кварталов 2025 года. Принятое решение поможет бизнесу в спокойном режиме провести перенастройку бухгалтерских учетных программ, а также изучить порядок заполнения данной декларации.

Изменения в НК РФ в отношении налогоплательщиков, применяющих УСН, вступили в силу в 2025 году. В частности, лимит по выручке расширился с 265,8 млн до 450 млн рублей, а порог по остаточной стоимости основных средств - со 150 млн до 200 млн рублей. Таким образом, больше предпринимателей получили возможность использовать этот спецрежим, не прибегая к дроблению бизнеса.

У предпринимателей, применяющих УСН, чья выручка за предыдущий год или с 1 января 2025 года превысила 60 млн рублей, появилась обязанность уплачивать НДС. Именно для того, чтобы им было проще адаптироваться к новым правилам, Правительство приняло решение о временном моратории на применение штрафных санкций.

Подписанное постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года

Комментарий от «НФП»: Должны отметить, что у истоков данного события стоял руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право», к.ю.н., Аркадий Викторович Брызгалин, который 10 февраля озвучил такое предложение на круглом столе в Государственной Думе.

Кроме того, специалистами «Налоги и финансовое право» были подготовлены соответствующие предложения, которые были озвучены на XXIV съезде РСПП 18 марта 2025, одно из которых, по поводу  моратория, было поддержано Правительством и реализовано

Минфин подготовил законопроект для реализации основных направлений нал/политики

29 апреля Минфин на своём официальном сайте сообщил о том, что законопроект включает в себя меры донастройки налоговой политики в части администрирования, дальнейшего совершенствования института налогового мониторинга, а также положения, направленные на поддержку участников СВО.

Соответствующий законопроект был размещён на портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Кроме того, в законопроекте учтены отдельные поручения Президента РФ и Правительства РФ. Также законопроектом вносятся изменения на основании правоприменительной практики и в целях приведения законодательства РФ о налогах и сборах в соответствие с законодательством РФ. 

В частности, законопроектом предлагаются следующие изменения

1.В части налогового администрирования

  1. В целях повышения ликвидности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и сокращения рисков кассовых разрывов из-за растущих к концу месяца расходов предлагается установить днем окончания срока уплаты налогов предшествующий рабочий день, в случае, когда последний день срока уплаты налога приходится на день, признаваемый нерабочим днем.
  2. Предлагается ряд уточняющих положений, направленных на совершенствование института единого налогового счета (далее – ЕНС), в частности:

2.1 Уточнение порядка учета на ЕНС решения налогового органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки.

2.2 Уточнение порядка учета на ЕНС решения налогового органа об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично.

2.3 Расширение нормы об исключении из сальдо ЕНС суммы, указанной в решении налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, в случае принятия судом мер предварительной защиты (приостановления действия такого решения налогового органа) по иску оспаривающего такое решение лица на иные акты налогового органа, содержащие указание на размер долга.

  1. Оптимизация количества направляемых плательщиками уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов за счет отмены их представления по имущественным налогам, а также за счет отмены обязанности их представления в части налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов в отношении тех периодов, по которым плательщик уже представил ранее такое уведомление с планируемыми к уплате (перечислению) в эти периоды суммами НДФЛ и страховых взносов.
  2. Совершенствование института изменения срока уплаты налоговых платежей, в частности:

4.1. Расширение сферы применения отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей для лиц, занятых сезонными видами деятельности, не только на тех, чья деятельность останавливаются в силу природных и климатических условий, но и на тех, чьи масштабы деятельности снижаются более чем на 50 % в силу природных климатических условий, а также падения спроса.

4.2. Оптимизация количества представляемых документов для целей получения отсрочки или рассрочки.

4.3. Увеличение предельно возможного срока инвестиционного налогового кредита с 5 до 10 лет.

4.4. Сокращение количества обстоятельств, препятствующих представлению отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

  1. Наделение налогового органа полномочием по аннулированию гарантии, представленной гарантом, в случае ее неиспользования.
  2. Продолжение перехода к электронной банковской гарантии. Исключение возможности представления банковской гарантии на бумажном носителе при представлении отсрочки/рассрочки.
  3. Дальнейшее совершенствование института налогового мониторинга в части:

- расширения периметра налогового мониторинга за счет отмены обязательности соответствия кандидата в налоговый мониторинг трем установленным критериям (объем выручки, величина активов, размер уплаченных налогов) и оставление обязательности соответствия любому из этих трех, а также за счет отмены данных критериев для кандидата-правопреемника реорганизованного участника налогового мониторинга;

- предоставления возможности осуществления должностному лицу налогового органа осмотра территорий и помещений, проведения выемки документов и предметов лица, в отношении которого проводится налоговый мониторинг, при выявлении фактов совершения им нарушений законодательства;

- создания условий для непрерывающегося осуществления налогового мониторинга, который начат в отношении реорганизованного участника налогового мониторинга и продолжается в отношении его правопреемника, при соответствующем согласии;

- увеличения глубины проведения налогового мониторинга с нынешней даты заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений вплоть до даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы, принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта;

- предоставления ФНС России права определять сроки получения доступа к информационным системам наблюдаемых организаций, порядок проведения проверки соответствия таких информационных систем предъявляемым к ним требованиям;

- отнесение к основаниям досрочного прекращения налогового мониторинга случаев систематического нарушения установленных порядка и сроков доступа налогового органа к информационным системам организации, несоответствия регламента информационного взаимодействия организации, ее информационных систем и применяемой ею системы внутреннего контроля установленным требованиям. 

  1. В части НДС
  2. В целях исключения неопределенности в вопросе применения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при предоставлении российскими налогоплательщиками иностранным лицам майнинговой инфраструктуры для осуществления операций по майнингу цифровой валюты предлагается установить, что НДС подлежит исчислению российским налогоплательщиком при сдаче в аренду майнинговой инфраструктуры, а также при предоставлении в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе для осуществления майнинговой деятельности.
  3. Установление налоговой ставки НДС в размере 0 % при реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов, аффинажным организациям, имеющим право осуществлять аффинаж драгоценных металлов. 
  1. Акцизы

В связи с изменением порядка расчета цены на российскую нефть предусматривается корректировка определения соответствующего показателя. 

  1. В части НДФЛ
  2. Установление освобождения от налогообложения доходов в виде возмещения виновным лицом стоимости утраченного имущества в случаях, предусмотренных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.
  3. Уточнение порядка применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в случае образования такого объекта недвижимости в течение налогового периода и внесении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости позднее даты постановки объекта на государственный кадастровый учет.
  4. Дополнение перечня расходов, связанных со служебной командировкой, оплачиваемых в пользу налогоплательщика (компенсируемых налогоплательщику) и освобождаемых от налогообложения.
  5. Установление единых условий для налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения доходов от реализации находящихся в собственности налогоплательщика более пяти лет долей участия в уставном капитале российских организаций и акций российских организаций.
  6. Уточнение перечня видов имущества и имущественных прав, при дарении которых доход в виде такого дара освобождается от налогообложения только, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
  7. В целях совершенствования условий применения стандартного налогового вычета на детей и налогового администрирования предлагается уточнить, что при определении дохода налогоплательщика, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, учитываются только доходы, относящиеся к основной налоговой базе.
  8. Расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий: льгота применяется не только для семей с несовершеннолетними детьми, но также для семей с детьми, признанными судом недееспособными, вне зависимости от их возраста.

Также добавляется уточнение о соблюдении условия о наличии в семье не менее двух детей в том числе, если ребенок родился после продажи жилья, но до 30 апреля следующего года.

  1. Установление порядка определения расходов на приобретение доли участия в уставном капитале общества в случае, если доля участия приобретена налогоплательщиком в результате реорганизации другой организации.
  2. Уточнение порядка учета в целях налогообложения расходов при продаже имущества, стоимость которого при приобретении налогоплательщиком включалась в налогооблагаемый доход налогоплательщика.
  3. Распространение на налогоплательщика требования самостоятельного декларирования и уплаты налога не только при неудержании налога налоговым агентом, но также и при частичном неудержании налога налоговым агентом.
  4. Предусмотреть, что в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, сумма налога исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша вне зависимости от его размера. 
  1. В части налога на прибыль организаций
  2. Предусмотреть безналоговые последствия безвозмездного получения имущества (имущественных прав), результатов работ (услуг), когда обязанность такого получения предусмотрена не только законодательством РФ непосредственно, но и законодательством субъектов РФ и актами Правительства РФ в рамках соответствующих полномочий.
  3. С целью исключения противоречий из перечня имущества, не подлежащего амортизации, исключается имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, учитывая, что расходы, осуществленные за счет бюджетных средств целевого финансирования, не учитываются при формировании первоначальной стоимости.
  4. В целях исключения многократного использования коэффициента 2 к расходам на приобретение права на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, программно-аппаратных комплексов по лицензионным и сублицензионным соглашениям в рамках одной цепочки получателей (лицензиатов), предлагается уточнить правила применения повышающего коэффициента.
  5. Установление возможности учета в составе безнадежных долгов приобретенных по номиналу налогоплательщиком (новым гарантирующим поставщиком) права требования (к предыдущему гарантирующему поставщику) как условие осуществления деятельности (гарантирующего поставщика) в соответствии с законодательством РФ, а также приобретенные профессиональной коллекторской организацией права требования по тем кредитным обязательствам, которые соответствуют основаниям для признания их безнадежными.
  6. Установление единообразного подхода к формированию стоимости имущества, полученного государственными корпорациями в качестве взноса как от РФ, так от Банка России, который также наделен в настоящее время соответствующим правом.
  7. Продление действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, по 2030 год.
  8. Сохранение возможности применения инвестиционного налогового вычета организациями, являющимися субъектами естественной монополии и осуществляющими транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов, и их соответствующих дочерних обществ.
  9. Предоставление возможности применения федерального инвестиционного налогового вычета любым лицом, входящими в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такое лицо. 
  1. Водный налог
  2. Устранение правовой неопределенности в отношении федерального органа исполнительной власти, определяющего коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ для расчета водного налога с 2026 года.
  3. Корректировка действующей нормы в отношении общих ставок водного налога в части их округления в связи с предлагаемыми законопроектом изменениями и установление аналогичной нормы в отношении ставок водного налога при заборе воды для водоснабжения населения, поскольку коэффициент-дефлятор в общем порядке содержит три знака после запятой. 
  1. В части государственной пошлины

В связи с отменой маркировки акцизными марками алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в Российскую Федерацию, предлагается исключить положения, касающиеся взимания государственной пошлины за выдачу акцизных марок. 

  1. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
  2. Расширение перечня оснований для восстановления фактических расходов на участке недр в текущем налоговом периоде по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья за счет уменьшения сумм исчисленных налогов, сборов, страховых взносов и уменьшения сумм стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, учтенных в составе фактических расходов предыдущих налоговых периодов, в целях упрощения налогового учета и налогового администрирования.
  3. Юридико-техническая корректировка определения показателя Цнефть
    ‎в связи с изменением порядка расчета цены на российскую нефть. 
  1. Налог на добычу полезных ископаемых
  2. Уточнение формулы расчета цены на российскую нефть в целях избежания неоднозначного толкования, а также приведение наименования цены российской нефти в соответствие с указанными изменениями законодательства РФ о налогах и сборах.
  3. В связи с прекращением действия с 01.09.2025 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, содержащих нормативное определение понятия «газ», в целях сохранения стабильности правового регулирования при исчислении налога на добычу полезных ископаемых
    ‎(далее – НДПИ) при добыче газа горючего природного предлагается дополнить определением понятия «газ» при расчете показателей ККГ2023 и ККГ2024.
  4. Предоставление налогового вычета по НДПИ в отношении железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов), добытой на участках недр, расположенных в Оленегорском районе Мурманской области. 
  1. В части специальных налоговых режимов
  2. В целях снижения нагрузки на налогоплательщиков уточняются переходные положения в части учета в составе расходов налога на прибыль организаций стоимости товаров, приобретенных и оплаченных не ранее чем, за 3 года предшествующих году перехода с единого сельскохозяйственного налога или упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), но реализованных после перехода на общую систему налогообложения.
  3. Уточнение положений о возможности применения УСН адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, в случае осуществления иных видов деятельности, не связанных с адвокатской деятельностью в целях исключения двоякого толкования норм.
  4. Установление возможности индивидуальным предпринимателям представлять уточненное заявление на получение патента в связи с изменением количества физических показателей в целях перерасчета суммы налога по патенту. 
  1. В части имущественных налогов
  2. Уточнение порядка освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  3. Установление льготы по транспортному налогу, земельному налогу для участников специальной военной операции и членов их семей.
  4. Отмена обязанности организаций по исчислению транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, с возложением этой обязанности на налоговые органы.
  5. Уточнение определения понятия объекта бытового обслуживания в целях применения положений Налогового кодекса Российской Федерации как объекта недвижимости, используемого для оказания бытовых услуг физическим и (или) юридическим лицам по перечню кодов ОКВЭД и ОКПД, что позволит уйти от сложившейся в настоящее время неоднозначной правоприменительной практики в определении объектов бытового обслуживания.
  6. Освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении имущества, предоставленного в безвозмездное пользование для размещения участков исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
  7. Предоставление налоговых вычетов для многодетных родителей
    ‎по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в объеме, предусмотренном Указом Президента РФ от 23.01.2024 № 63. 
  1. В части туристического налога
  2. Уточнение порядка исчисления туристического налога в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению на основании путевок.
  3. Уточнение полномочий представительных органов муниципальных образований по дифференциации налоговых ставок по туристическому налогу в зависимости от сезонности и (или) типа средства размещения.
  4. Освобождение от уплаты туристического налога организаций в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется за счет средств бюджетов, а также организаций в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по организованному отдыху, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и предоставляемых в средствах размещения, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ. 
  1. В части страховых взносов
  2. Освобождение от обложения страховыми взносами выплат работнику, проходящему военную службу по контракту, заключенному для участия в специальной военной операции, независимо от срока действия такого контракта.
  3. Освобождение от обязанности индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, исчислять и уплачивать страховые взносы за периоды прохождения военной службы по указанным контрактам независимо от срока их действия.
  4. Уточнение момента начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (при соблюдении условия о доле доходов от профильной деятельности - с месяца получения документа о государственной аккредитации ИТ-организации (с месяца включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности).
  5. Определение порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, в том числе применяющими специальный налоговый режим и осуществляющими одновременно иную установленную законодательством РФ профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской.
  6. Изменение порядка определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в части определения величины дохода в размере, рассчитываемом как «сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов».

Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания РФ на рассмотрении не находятся.

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых законопроектов в мае 2025

ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в мае 2025 г., согласно которому будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере налогообложения и финансового права:

  • 14 маязаконопроект № 782260-8 «О внесении изменений в ч. I НК РФ и статьи 12 и 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (о внесудебном порядке взыскания задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов). 

В целом, заседания ГосДумы в марте-апреле назначены на следующие дни:

  • 13, 14, 15 мая;
  • 20, 21, 22 мая;
  • 27, 28, 29 мая. 

В ГосДуму внесены законопроекты…

… о повышении ставки налога на прибыль до 35% для фирм, использующих иностр/тов/знаки

1 апреля инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 879837-8 «О внесении изменений в НК РФ в части установления особенностей налогообложения прибыли организаций, использующих товарные знаки и фирменные обозначения, включенные в реестр иностранных товарных знаков и фирменных обозначений, прекративших деятельность по внешнеполитическим причинам».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроектом предусматривается введение налогового механизма, направленного на выравнивание конкурентных условий между российскими производителями и хозяйствующими субъектами, использующими товарные знаки и фирменные обозначения, включённые в реестр.

Для юридических лиц, применяющие товарные знаки и фирменные обозначения в своей хозяйственной деятельности, включенные в реестр, устанавливается повышенная ставка налога на прибыль в размере 35 %.

Мера обусловлена необходимостью устранения асимметрии рыночных преимуществ, возникающих вследствие устойчивой узнаваемости зарубежных брендов, их многолетнего присутствия на российском рынке и финансовых ресурсов, недоступных большинству отечественных производителей.

Учитывая, что включённые в реестр товарные знаки и фирменные обозначения ранее занимали значительную долю рынка, возврат этих брендов в коммерческий оборот создаёт предпосылки для неконтролируемого перераспределения спроса в их пользу, что может привести к вытеснению российских компаний, включая предприятия малого и среднего бизнеса.

В целях недопущения указанного негативного эффекта предусмотрен комплекс налоговых ограничений, исключающих возможность применения льготных режимов налогообложения. В отношении хозяйствующих субъектов, использующих товарные знаки и фирменные обозначения из реестра, устанавливается запрет на применение пониженных налоговых ставок, специальных налоговых режимов, налоговых вычетов и иных форм налогового стимулирования.

В частности, исключается возможность уменьшения налоговой базы на суммы расходов, связанных с оплатой прав на использование данных товарных знаков, включая лицензионные платежи и иные аналогичные отчисления.

Введение налоговых ограничений направлено на компенсацию экономических потерь, понесённых российским бизнесом в связи с уходом иностранных компаний, а также на стимулирование производства и продвижения отечественных товарных знаков. 

… об объединении госпошлин за регистрацию некоммерческих водных судов

1 апреля депутатом ГосДумы от фракции «СРЗП» А.А. Ремезковым внесён в ГосДуму законопроект № 880004-8 «О внесении изменений в ст. 333.33 ч. II НК РФ» (в части изменения размера государственной пошлины).

Согласно тексту пояснительной записки, в целях совершенствования взаимодействия с физическими и юридическими лицами, обеспечения применения принципов клиентоцентричности законопроект предусматривает внесение изменений в п. 1 ст. 333 НК РФ в части объединения двух государственных пошлин за регистрационные действия со спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях. 

… о защите ипотечных заемщиков от банкротства

1 апреля депутатами ГосДумы от фракции «Новые люди» А.О. Ткачевым, Д.А. Певцовым, О.Ю. Леоновым и К.А. Горячевой внесён в ГосДуму законопроект № 880068-8 «О внесении изменений в статью 213.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)».

Как следует из текста пояснительной записки, возбуждение производства по делу о банкротстве только из-за ипотечной задолженности перед банком становится нецелесообразным, поскольку чтобы удовлетворить требования банка достаточно продать заложенное имущество.

В этом случае долг выплачивается без каких-либо негативных правовых последствий для должника в виде многолетних ограничений в правах, приводящих к снижению его экономической активности.

В случае банкротства по заявлению банка-залогодержателя его требования в любом случае удовлетворяются в первую очередь за счет продажи ипотечного жилья. При этом должник, который и так находится в затруднительном финансовом положении, несет значительные дополнительные расходы на рассмотрение дела в суде, оплату услуг арбитражного управляющего, юристов и т.д.

Законопроектом предлагается исключить из оснований для возбуждения дел о банкротстве физических лиц наличие задолженности по договору об ипотеке. При этом у самого должника сохраняется возможность инициировать процедуру своего банкротства. 

… о праве суда возвращать административное дело на доработку

3 апреля Правительством РФ внесён в ГосДуму законопроект № 882699-8 «О внесении изменений в КоАП РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 3 октября 2024 г. № 43-П (далее - Постановление № 43-П).

В качестве необходимого полномочия законопроектом вводится право судьи или иного субъекта административной юрисдикции вынести определение о возврате материалов дела об административном правонарушении на доработку в связи с выявленными недостатками.

Обусловлен такой подход следующим.

  1. Проблема, отмеченная в Постановлении № 43-П, характерна не только в случае отсутствия в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, но также в случае выявления на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении иных недостатков указанного протокола или других материалов дела о таком правонарушении (например, в протоколе некорректно указана фамилия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; отсутствуют дата и время его составления; не поименованы свидетели (при их наличии); отсутствует подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо запись об отказе от подписания протокола; не все материалы дела фактически направлены судье и т.п.).

При этом указанные недостатки не всегда можно устранить путем вызова к судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, сотрудника государственного органа, его возбудившего, либо иного лица (например, в связи с их болезнью, отпуском, командированием, увольнением, смертью и т.п.).

  1. Наделение судей полномочием самостоятельно устранять недостатки материалов дела приведет к возложению на них несвойственных им функций, а также к нарушению требования независимости и беспристрастности судебной власти, поскольку судья фактически будет подменять собой «сторону обвинения».

Согласно законопроекту, недостатки протокола об административном правонарушении и иных материалов соответствующего дела должны быть устранены в срок, не превышающий трех суток со дня поступления в государственный орган упомянутых материалов, что обусловлено сокращенным характером срока рассмотрения дела об административном правонарушении, при этом данный подход не исключает права субъекта административной юрисдикции устранить допущенные им нарушения в меньший срок.

Вводимое законопроектом регулирование позволит комплексно устранить выявленную Конституционным Судом РФ неопределенность и, с одной стороны, исключить формальные препятствия для реализации превентивной функции законодательства об административных правонарушениях, а с другой - обеспечить баланс интересов общества и государства. 

… об освобождении от НДС услуг, оказываемых администратором софинансирования 

8 апреля группой депутатов и сенаторов внесен законопроект № 886707-8 «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается освободить от НДС услуги по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений, оказываемых администратором софинасирования в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и правилами осуществления деятельности администратора софинансирования.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» (далее – НРД), являющееся в настоящее время центральным депозитарием, осуществляет деятельность администратора софинансирования, в рамках которой на основании договоров, заключаемых с негосударственными пенсионными фондами, оказывает услуги по расчету размера дополнительного стимулирующего взноса по договорам долгосрочных сбережений в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ и правилами осуществления деятельности администратора софинансирования.

Поскольку деятельность администратора софинансирования осуществляется НКО АО НРД без наличия лицензии, услуги по расчету размера дополнительного стимулирующего взноса по договорам долгосрочных сбережений, оказываемые НКО АО НРД негосударственным пенсионным фондам, облагаются НДС в связи с несоответствием нормам подпункта 122 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

В целях сокращения расходов негосударственных пенсионных фондов, связанных с осуществлением ими деятельности по формированию долгосрочных сбережений, а также учитывая, что дополнительные стимулирующие взносы, подлежащие выплате физическим лицам, являются мерой государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, законопроектом предлагается установить освобождение от НДС в отношении услуг по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов по договорам долгосрочных сбережений, оказываемых администратором софинасирования в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ и правилами осуществления деятельности администратора софинансирования, а также услуг, оказываемых администратором софинасирования и непосредственно связанных с услугами по расчету размера дополнительных стимулирующих взносов при условии, что оказание таких услуг предусмотрено правилами осуществления деятельности администратора софинансирования.

Принятие законопроекта окажет положительное влияние на достижение целей реализуемой в Российской Федерации программы долгосрочных сбережений. 

… об освобождении от НДФЛ доходов женщин с детьми 

9 апреля группой депутатов внесен законопроект № 887866-8, которым предлагается освободить от уплаты НДФЛ женщин с детьми, полученных за выполнение трудовых обязанностей.

Законопроект предусматривает освобождение от НДФЛ для женщин, имеющих одного ребенка, до достижения ими возраста 30 лет, и бессрочное освобождение для женщин, имеющих двух и более детей.

Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на поддержку женщин, совмещающих материнство с трудовой деятельностью, а также на создание условий для стимулирования рождаемости в Российской Федерации. Введение налоговых льгот для женщин, имеющих детей, позволит снизить финансовую нагрузку на семьи, улучшить их материальное положение и сформировать долгосрочные стимулы для увеличения числа многодетных семей.

Освобождение от НДФЛ женщин, имеющих одного ребенка, до достижения ими 30 лет, а женщин с двумя и более детьми - на постоянной основе, позволит создать дополнительные финансовые стимулы для рождения второго и последующих детей, а также повысить экономическую активность женщин, предоставив им возможность гибкого распределения доходов.

Принятие законопроекта позволит России выстроить системный подход к поддержке семей и укрепить долгосрочные демографические тенденции. Он станет важным шагом на пути к формированию налоговой политики, ориентированной на защиту интересов семей с детьми, и внесет вклад в обеспечение социально-экономической устойчивости страны.

… о внесении изменений в часть вторую НК РФ

10 апреля группой сенаторов внесён в ГосДуму законопроект № 888946-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий ряд поправок к порядку налогообложения деятельности международных холдинговых компаний (далее – МХК).

Законопроектом, в частности, предлагается исключить расходы по операциям с ценными бумагами из расчета 70-% доли расходов, понесенных МХК на приобретение товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в общей сумме понесенных МХК расходов на приобретение товаров (работ, услуг).

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, поправки, в том числе, предотвращают ситуации, когда компании, ранее владевшие ценными бумагами за рубежом, после перерегистрации в России сталкиваются с искусственным увеличением доли зарубежных расходов, что может затруднить выполнение условий, соблюдение которых позволяет применять МХК пониженную ставку по налогу на прибыль.

Сами по себе расходы на приобретение как российских, так и иностранных ценных бумаг не являются объективным показателем оценки реального осуществления деятельности налогоплательщика на территории Российской Федерации. Поправка способствует более точному учету расходов, связанных с текущей деятельностью компании в России, повышая объективность и прозрачность налогового регулирования, а также создавая стабильные условия для международных холдинговых компаний в российской юрисдикции.

Кроме того, положения проекта федерального закона уточняют порядок налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2.6 статьи277 Налогового кодекса РФ, а также порядка признания расходов, связанных с приобретением акций, с учетом срока нахождения в собственности налогоплательщика акций, полученных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 470- ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями».

Принятие проекта федерального закона позволит создать благоприятные условия для долгосрочного инвестирования в российскую экономику и повысить уровень доверия со стороны инвесторов.

… о внесении изменений в ст.ст. 162 и 264 части II  НК РФ 

10 апреля Правительством РФ внесен законопроект № 889133-8 «О внесении изменений в статьи 162 и 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которым предложено освободить от НДС суммы денежных средств, получаемых Единым закупщиком электрической энергии, осуществляющим ее поставку на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее – новые субъекты Российской Федерации), на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией электроэнергии на территории новых субъектов Российской Федерации по цене ниже цены ее приобретения на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

В пояснительной записке отмечается, что в целях создания равных условий налогообложения НДС при замене источника финансирования недополученных доходов в связи с реализацией электрической энергии (мощности) по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также исключения увеличения размера надбавки на безопасность к цене на мощность, поставляемую на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием генерирующих объектов АО «Концерн Росэнергоатом», разработан проект федерального закона, которым предлагается до 1 января 2028 года не облагать НДС денежные средства, полученные Единым закупщиком, на возмещение недополученных доходов в размере, определенном на основании актов Правительства Российской Федерации либо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), с распространением данного режима налогообложения на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.

Реализация проекта федерального закона будет способствовать совершенствованию нормативного правового регулирования рынка электроэнергии на период поэтапного доведения тарифов на электроэнергию на территориях новых субъектов Российской Федерации до экономически обоснованного уровня и уменьшению финансовой нагрузки на потребителей электрической энергии. 

… о внесении изменения в статью 4 Закона об НПД 

14 апреля группой депутатов и сенаторов в ГосДуму внесен законопроект № 891199-8, которым предлагается запретить применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» иностранным гражданам, если сведения о них включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Как следует из пояснительной записки, с 5 февраля 2025 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), устанавливающий запрет на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, сведения о котором включены в реестр контролируемых лиц, предназначенный для учета иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Кроме того, данной категории граждан запрещена и государственная регистрация внесения информации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрены запреты или ограничения для иностранных граждан, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход, то есть являющихся самозанятыми.

С учетом складывающейся криминогенной обстановки среди иностранцев, а также возросших ожиданий общества в плане реагирования государства на проблему массового притока мигрантов и незаконной миграции необходимо распространить запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом, на иностранных граждан, являющихся самозанятыми. 

… об освобождении от НДФЛ компенсации работникам расходов на отпуск 

21 апреля группа депутатов партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» внесла в Госдуму законопроект № 898835-8, которым предлагается освободить от НДФЛ выплаты многодетным семьям, связанные с оплатой стоимости отпусков.

Как указано в пояснительной записке, законопроект предусматривает освобождение от налогообложения сумм, выплачиваемых работодателями в качестве компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации для работников, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; освобождение от налогообложения оплаты дополнительных отпусков для работников, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; освобождение от налогообложения стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи.

Предлагаемые меры направлены на улучшение материального положения многодетных семей и повышение их жизненного уровня.

Стимулирование работодателей к предоставлению дополнительных социальных гарантий способствует укреплению института семьи, повышению рождаемости и улучшению демографической ситуации в стране.

Кроме того, такие меры способствуют повышению лояльности сотрудников и укреплению социального партнерства между работодателями и работниками, и позволят: повысит уровень социальной поддержки многодетных семей; стимулировать работодателей к предоставлению дополнительных социальных гарантий; снизить уровень бедности среди многодетных семей, укрепить институт семьи и повысить рождаемость.

Принятие настоящего законопроекта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в котором одной из ключевых целей обозначено повышение уровня благополучия семей с детьми.

… об уточнении порядка перевода работников на другую работу 

16 апреля депутатом Государственной Думы от партии «Новые люди» С. В. Авксентьевой внесен законопроект № 894719-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым предлагается установить дополнительные гарантии защиты прав работников при переводе на другую работу и унифицировать в этой части нормы трудового законодательства для упрощения их применения.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, действующая редакция Кодекса не обеспечивает работникам должную защиту от злоупотреблений со стороны работодателей, таких как: необоснованное предложение нижестоящих должностей при наличии вакансий, соответствующих квалификации работника; принудительный перевод в удаленные местности без четких критериев; правовая неопределенность в вопросах трактовки термина «данная местность».

Законопроектом предлагается изложить часть третью статьи 81 ТК РФ в новой редакции, закрепляющей строгий порядок, в котором работодатель обязан предлагать работнику, в первую очередь, должности, соответствующие квалификации работника, а при их отсутствии или отказе работника - нижестоящие или нижеоплачиваемые должности.

Кроме того, предлагается ввести в ТК РФ понятие «другая местность», под которой понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Такое определение соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 17.03.2004 № 2.

Предлагаемые изменения позволят: сохранить профессиональный статус работников (приоритетное предложение вакансий, соответствующих квалификации, исключит случаи неоправданного понижения в должности); предотвратить злоупотребления со стороны работодателей; предоставить работникам больше возможностей для сохранения работы; повысить прозрачность в отношениях между работодателями и работниками (работники будут понимать, какие варианты перевода им должны быть предложены, а работодатели - нести ответственность за соблюдение этой процедуры); снизить риск незаконного расторжения трудового договора; упростить правоприменительную практику, что приведет к сокращению трудовых споров и снижению нагрузки на суды.

Кроме того, законопроектом предложено устранить дублирование отдельных статей Кодекса, регулирующих порядок перевода работника. Такой подход обеспечит: логическую стройность кодекса и соответствие принципам кодификации; снижение числа ошибок при применении норм работодателями и судами (возможность руководствоваться одной нормой вместо схожих); упрощение порядка внесения изменений в будущем (правки потребуется вносить только в одну статью, а не в несколько связанных).

… о создании иностранных компаний в СРА путем инкорпорации 

22 апреля Депутатом Госдумы от «ЛДПР» Я. Е. Ниловым в Госдуму внесен законопроект № 899292-8, которым предлагается распространить процедуру создания международных компаний на территории специальных административных районов в порядке инкорпорации на непубличные компании, акционерами (участниками) или бенефициарными владельцами которых являются валютные резиденты Российской Федерации.

В пояснительной записке отмечено, что введение рядом недружественных государств нелегитимных ограничительных мер в отношении России и российского бизнеса, фактическое исключение российских лиц из числа бенефициаров контролируемых ими иностранных компаний создало ситуацию правовой неопределенности и нарушения имущественных прав отечественных предпринимателей. Действующее регулирование зачастую не позволяет осуществить редомициляцию подконтрольных российским лицам иностранных структур ввиду наличия соответствующих запретов и ограничений со стороны юрисдикции первоначальной регистрации.

Настоящий законопроект распространяет процедуру создания международных компаний на территории специальных административных районов в порядке инкорпорации на непубличные компании, акционерами (участниками) или бенефициарными владельцами которых являются валютные резиденты Российской Федерации. Таким международным компаниям будут доступны действующие на данный момент инструменты корпоративного управления, доступные международным компаниям, создаваемым в порядке редомициляции, в том числе более гибкие подходы к организации органов управления и выпуску различных категорий (типов) акций.

Подобные изменения позволят валютным резидентам Российской Федерации более эффективно управлять международными компаниями, защищать свои права владельцев активов в России в рамках специального режима международных компаний, предоставляемого российским правом.

Предлагаемые законопроектом изменения носят точечный характер и не затрагивают базовую структуру регулирования отношений в сфере регистрации международных компаний. Подобный сбалансированный подход, с одной стороны, существенно расширяет возможности для перевода в российскую юрисдикцию иностранных непубличных компаний, фактически подконтрольных отечественным лицам, при соблюдении ряда объективных критериев и процедур. С другой стороны, в предлагаемую модель заложены механизмы контроля и минимизации рисков - в виде требования о бенефициарном владении резидентов Российской Федерации, «возрастного ценза» создаваемых компаний и сохранения общего регулятивного режима в части представления необходимых документов, ограничений на виды организаций и т.д.

Реализация предлагаемых изменений будет иметь комплекс позитивных экономико-правовых эффектов:

  • расширение возможностей защиты интересов российских бенефициаров иностранных непубличных компаний, пострадавших от недружественных действий ряда зарубежных юрисдикции;
  • обеспечение механизма «репатриации» контроля над зарубежными активами такого бизнеса в САР Российской Федерации;
  • содействие возврату капиталов под российскую юрисдикцию, активизации инвестиционной деятельности редомицилированных компаний, увеличению налоговых поступлений (практика свидетельствует о существенном вкладе международных компаний в наполнение бюджета за счет налоговых платежей);
  • повышение привлекательности и конкурентоспособности института САР и российской юрисдикции в целом для структурирования бизнеса;
  • общее улучшение делового и инвестиционного климата. 

С учетом изложенного принятие предлагаемого законопроекта представляется обоснованным, своевременным и отвечающим задачам совершенствования правового регулирования и защиты национальных интересов России в условиях новых вызовов. 

… об увеличении предельной суммы суточных, не облагаемой НДФЛ

25 апреля сенатором РФ А.М. Гибатдиновым и депутатом ГосДумы от фракции «КПРФ» А.В. Куринным внесён в ГосДуму законопроект № 903358-8 «О внесении изменений в ст. 217 ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект разработан в целях предоставления дополнительных прав и возможностей сторонам трудовых отношений, как работникам, так и работодателям, которые сталкиваются с необходимостью начисления суточных выплат при осуществлении служебных командировок.

Текущие предельные значения суточных длительное время не претерпевали изменений, что негативно сказывается на обеспечении суточными средствами работников, так как, в случае, если работодатель изъявит желание выделить большую денежную сумму, на неё будет начислен налог, что приведет к фактическому уменьшению денежного содержания работника.

Увеличение предельных размеров суточных до 1500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории РФ и до 4500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории РФ, не облагаемых налогом, позволит работодателям увеличивать размер суточных, не опасаясь чрезмерной налоговой нагрузки, что непосредственно скажется на уровне материальной обеспеченности работников, чьи трудовые функции носят разъездной характер.

В 2025 году общероссийский МРОТ составляет 22 440 руб. в месяц (без учета региональных коэффициентов), что при расчете на один день составляет более 700 рублей, из чего можно сделать вывод, что для обеспечения достойного уровня жизни работника требуется провести индексацию предельного размера суточных, которые не облагаются НДФЛ.

 

Комментарий от «НФП»: Проект представляется совершенно обоснованным. Дело в том, что действующие лимиты в 700 и 2500 руб. были установлены аж … в 2007 году (ФЗ № 216)

… о введении налога на сверхприбыль за 2024-2025 гг. на прибыль свыше 1 млрд рублей

25 апреля инициативной группой депутатов от фракции «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 903907-8 «О налоге на сверхприбыль за период 2024-2025 годов».

Согласно содержанию пояснительной записки,  законопроектом предлагается установить для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2024 год и прибыли за 2025 год оказалась выше 1 млрд рублей, налог на сверхприбыль, определив, что налоговая база для данного налога рассчитывается как прирост средней арифметической величины прибыли за 2024 год и прибыли за 2025 год над средней арифметической величиной прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год, а налоговая ставка устанавливается в размере 10 %.

Налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет и носить разовый характер.

Законопроектом также предусматривается ряд категорий организаций, которые исключаются из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль.

При этом основными налогоплательщиками по данному проекту федерального закона относятся:

  • кредитные учреждения, являющиеся банками в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • организации, осуществляющие добычу угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья;
  • организации, осуществляющие деятельность по производству сжиженного природного газа экспорт сжиженного природного газа и другие организации, расположенные на территории РФ.

… о распространении льгот для госпошлины на регион/нотар/тариф

25 апреля инициативной группой депутатов от фракции «ЛДПР», а также сенатором РФ Е.В. Афанасьевой внесён в ГосДуму законопроект № 903348-8 «О внесении изменения в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате».

Как следует из содержания пояснительной записки, размеры регионального тарифа могут многократно превышать ставки госпошлины (федерального тарифа). Так, в Москве размер нотариального тарифа за удостоверение доверенностей составляет 1900 рублей, из которых лишь 200 рублей - федеральная часть, а 1700 рублей - региональная часть. Поэтому, например, при применении по п. 14 ст. 333.38 НК РФ освобождения от уплаты государственной пошлины удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий вместо 1900 рублей обходится физическому лицу в 1700 рублей, что делает установленную федеральным законом льготу (освобождение от уплаты) явно несоразмерной.

В структуре валового дохода нотариусов государственная пошлина (федеральный тариф) за указанный период занимает лишь порядка 28% (24,6 млрд. рублей), что подчёркивает необходимость более сбалансированного подхода к предоставлению льгот социально незащищённым категориям граждан и по социально значимым нотариальным действиям. С учётом указанных финансовых показателей льготы по региональному тарифу могут быть предоставлены без привлечения бюджетных средств.

С учетом изложенного проектом федерального закона предлагается внести в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате изменение, согласно которому действие льгот, предусмотренных для государственной пошлины (федерального тарифа) по действиям в рамках обязательной нотариальной формы распространяется на региональный нотариальный тариф.

… об освобождении от уплаты госпошлины в суд семей участников СВО

22 апреля инициативной группой сенаторов РФ внесён в ГосДуму законопроект № 899977-8 «О внесении изменения в ст. 333.36 ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях обеспечения прав и законных интересов участников СВО и членов их семей.

Как показал анализ сложившейся практики деятельности органов и организаций, предоставляющих бесплатную юридическую помощь участникам СВО и членам их семей, указанные граждане часто сталкиваются с необходимостью одновременного установления большого количества юридически значимых фактов (таких, как установление факта родственных отношений, факта признания отцовства, факта принятия наследства и места открытия наследства и других) в судебном порядке. Кроме того, для членов семей участников СВО востребованной является категория дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.

Сложившаяся ситуация влечет существенные финансовые издержки и негативно отражается на материальном благополучии семей участников СВО.

С учетом изложенного, законопроектом предусматривается освобождение вышеуказанных лиц от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлениями о рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.

… об ограничении возможностей микрофинансовых организаций при испол/производстве

23 апреля инициативная группа депутатов от фракции «СРЗП» внесла в ГосДуму законопроект № 901500-8 «О внесении изменения в ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части ограничения возможности микрофинансовых организаций направлять исполнительные документы о взыскании периодических платежей непосредственно в организации и иным лицам».

Как следует из содержания пояснительной записки, законопроект направлен на устранение дисбаланса в регулировании исполнительного производства и защиту прав граждан от взысканий со стороны микрофинансовых организаций.

Действующее законодательство предоставляет взыскателям право направлять исполнительные документы непосредственно работодателю или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию и иные периодические платежи.

Данная норма, в случае ее применения микрофинансовыми организациями, создает угрозу злоупотреблений, приводит к репутационному ущербу для граждан и может нарушать принцип соразмерности взыскания.

Проблема усугубляется тем, что направление исполнительного документа работодателю ставит работника в заведомо уязвимое положение.

Получение подобных документов может сформировать у работодателя мнение о работнике как о финансово ненадежном, нерационально распоряжающемся средствами или имеющем системные долговые проблемы.

В ряде случаев это влияет на карьерные перспективы, может послужить формальным основанием для отказа в повышении, изменении условий труда.

Работодатель не обязан анализировать обстоятельства возникновения задолженности, однако сам факт получения исполнительного документа от кредитора нередко становится фактором, ухудшающим положение работника в коллективе и подрывающим его деловую репутацию.

Агрессивные практики взыскания, включая давление на заемщиков через их работодателей, становятся постоянным явлением, требующим законодательного реагирования.

Запрет на направление исполнительных документов микрофинансовыми организациями непосредственно работодателям позволит сократить число злоупотреблений, обеспечить защиту прав работников и установить дополнительные гарантии правомерности удержаний из их доходов. 


 
     Прошлые выпуски
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 4 из 4 Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 3 из 4 Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2 из 4 Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на oialidanyco.oialidanyco@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку tax.cnfp на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий