понедельник, 28 июля 2025 г.

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2 из 3

Subscribe.ru
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 2 из 3

 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 6 - 2 - 2025

(часть - 2)

 

 

 

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО 

ФНС разъяснила порядок учета налоговых платежей при их поступлении на ЕНС

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ

ФНС разместила проект о совершенствовании процедуры постановки на учет в нал/органах

ФНС подготовила изменения в порядок обмена электронными счетами-фактурами

Законопроект о сборе за использование иностранного ПО оказался сложным в разработке

Минприроды предложило в разы увеличить экологический сбор

«Россети» предложили потребителям эл/энергии надбавить на новые ЛЭП

В Совет законодателей ГосДумы внесен проект о поправках в порядок расчета НДПИ

Власти предлагают ввести новые пошлины для мигрантов и автовладельцев

Счетная палата предложила повысить плату за использование водных ресурсов

 

СОБЫТИЯ И СЛУХИ

В СовФеде оценили эффективность механизма компенсации инвестиций

ФНС может получить полномочия анализировать данные о деятельности юрлиц

ФНС обсудит усиление контроля за дроблением на маркетплейсах

В НИУ ВШЭ провели исследование о восприятии юридических текстов

Минэнерго выступило за настройку базы по майнингу вместо запретов

ФНС в 2025 году начислила вдвое больше пеней

Банк России может в июле рассмотреть более значимое изменение ключевой ставки

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

Корпорация МСП совместно с ФАС помогли МСП-поставщикам получить 600 млн просроч/оплаты

Регион/депутаты предложили пересмотреть верхнюю планку численности работников МСП

Субсидия на обеспечение об/кап/строительства наружными инж/сетями включается в доходы УСН

Налогоплательщики, осуществляющие смешение нефтепродуктов, не вправе применять УСН

Сектор предпринимательства максимально быстро адаптируется к новым вызовам

С МСП заключили свыше 110 тыс контрактов на портале поставщиков с начала года

Установление регул/тарифа на услуги без НДС не освобождает от его уплаты

Число МСП в социальной сфере в России за три года выросло в 2 раза и превысило 12 тысяч

В мае 2025 деловая активность субъектов МСП снизилась

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Нал/органы Белоруссии обращаются в российские суды для поиска активов своих должников

В Казани обсудили итоги обмена информацией между нал/органами стран СНГ

В ГосДуму внесен законопроект о ратификации Соглашения ЕАЭС о ценных бумагах

Доходы иностр/исполнителя от российской компании в рунете считаются доходами в РФ

Оман ввёл ставку подоходного налога для физлиц в размере 5 %

В ГосДуму внесен проект о ратификации изменений в Договор о ЕАЭС в части антидемпинговых мер

ГосДума приняла в 3м чтении законопроект о ратификации СИДН между РФ и ОАЭ

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И НАЛОГИ

ФНС России и Сбер продолжат развивать применение ИИ при обслуживании граждан и бизнеса

ФНС России запустила новый сервис по расчету НДФЛ к уплате

Минфин разъяснил правила учета расходов при майнинге цифровой валюты

Банк России предложил новые даты массового внедрения цифрового рубля

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Правительство распространило режим СЭЗ на приграничье Брянской области   

Межвед/раб/группа по вопросам ОЭЗ одобрила создание ОЭЗ в Татарстане 

 

НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНО 

ФНС разъяснила порядок учета налоговых платежей при их поступлении на ЕНС

23 июня ФНС в своём официальном tg-канале разместила информацию о порядке учета налоговых платежей.

Так, совокупная налоговая обязанность на ЕНС возникает с даты подачи следующих документов (но не ранее срока уплаты налога):

- налоговых деклараций (расчетов);

- уточненных деклараций с увеличенными суммами налогов к уплате;

- уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. 

Порядок распределения поступлений на Единый налоговый счет:

  1. Недоимка по НДФЛ, начиная с наиболее ранней даты ее образования;
  2. Текущие платежи по НДФЛ с момента возникновения обязанности по уплате;
  3. Недоимка по иным налогам, сборам и страховым взносам, начиная с наиболее ранней даты образования;
  4. Текущие платежи по налогам, авансовым платежам, сборам и страховым взносам;
  5. Начисленные пени;
  6. Начисленные проценты;
  7. Начисленные штрафы. 

В случае представления налогоплательщиком в течение одного дня нескольких уточненных налоговых деклараций с увеличенными суммами налоговых обязательств, распределение поступающих платежей осуществляется в хронологическом порядке согласно времени подачи каждой декларации.

 

ПРОЕКТЫ И ИДЕИ 

ФНС разместила проект о совершенствовании процедуры постановки на учет в нал/органах

11 июня на портале проектов нормативных актов ФНС РФ разместила проект «Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан РФ, не являющихся ИП, ИП, а также внесения изменений в сведения о них в налоговых органах».

Как следует из содержания пояснительной записки, целью разработки проекта приказа ФНС России является совершенствования процедуры постановки на учет и снятии с учета в налоговых органах российских организаций, граждан РФ, не являющихся ИП, ИП.

С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что проект приказа ФНС России позволит повысить качество взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Проект будет находиться на общественном обсуждении до 25 июня

ФНС подготовила изменения в порядок обмена электронными счетами-фактурами

4 июня ФНС РФ на своём сайте сообщила о том, что с 1 октября 2025 года начнет действовать новый порядок обмена электронными счетами-фактурами взамен утвержденного приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14Н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи».

По новому порядку при передаче документов через операторов ЭДО налогоплательщики будут обмениваться универсальными сообщениями, которые заменят извещение о получении документа от контрагента и уведомление об уточнении. Обмен ими позволит ускорить взаимодействие между сторонами по вопросам документооборота и содержания документа. При работе с универсальными сообщениями не нужна электронная подпись.

Формат универсального сообщения будет утвержден приказом ФНС России, а также включен в технологию обмена электронными документами между операторами электронного документооборота.

Форматом универсального сообщения предусмотрен классификатор причин его направления контрагенту с возможностью расширения кодификации в будущем. Участники электронного взаимодействия могут прописать дополнительные правила к кодам причин направления универсальных сообщений или, например, заключить между собой соглашение и указать в нем должностных лиц, которые могут их направлять.

После принятия планируемых изменений операторы электронного документооборота обязаны обеспечить в программном обеспечении нормы нового порядка обмена электронными счетами-фактурами, в том числе в роуминге, а налогоплательщики - применять новый порядок обмена электронными счетами-фактурами, начиная с даты его вступления в силу.

Обмен иными документами через операторов электронного документооборота осуществляется аналогично порядку обмена счетами-фактурами.

Законопроект о сборе за использование иностранного ПО оказался сложным в разработке

5 июня «Коммерсантъ» поделился данными о том, что разработка законопроекта о сборе за иностранное ПО приостановлена, рассказал изданию собеседник, близкий к Минцифры.

По его словам, законопроект оказался слишком сложным в проработке: например, непонятны механизмы выявления иностранного ПО у бизнеса, а также инициатива требует детальной выработки параметров сбора с конкретных классов ПО, законопроект не получил поддержки ни в Минфине и ФНС, ни среди участников отрасли.

В Минцифры уверяют, что инициатива по сбору за использование иностранного ПО с российских компаний не приостановлена, а ее проработка «будет продолжена»: «Сейчас необходимо дополнительно обсудить детали с отраслью и скорректировать документ». 

Минприроды предложило в разы увеличить экологический сбор

5 июня «РБК» рассказало, что Минприроды подготовило проект постановления правительства об изменении базовых ставок экологического сбора.

Производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, установленный правительством, несут расширенную ответственность производителей (РОП) за утилизацию отходов. В рамках этого бизнес обязан уплачивать экосбор за неутилизированные материалы либо обеспечивать утилизацию отходов самостоятельно или через специальных переработчиков из реестра Росприроднадзора.

Согласно проекту, новые ставки на большинство групп товаров будут значительно выше утвержденных 1 августа 2024 года базовых ставок на 2026 и 2027 годы.

В пресс-службе Минприроды подтвердили РБК, что министерство по поручению президента совместно с Минпромторгом, Минсельхозом и Росприроднадзором работает над корректированием ставок экосбора.

«Россети» предложили потребителям эл/энергии надбавить на новые ЛЭП

9 июня «Коммерсантъ» сообщил о том, что «Россети» хотят получить надбавку оптового энергорынка для строительства новых электросетей в рамках Генсхемы размещения энергообъектов до 2042 года. Инициатива о проработке возможности финансирования инвестиционных проектов в электросетях, в том числе «по аналогии с моделью договоров о предоставлении мощности (ДПМ)», содержится в перечне поручений по итогам стратегической сессии правительства по направлению «Развитие электроэнергетики».

Механизм ДПМ, о котором говорится в поручении, был запущен в 2010–2018 годах под обязательную инвестпрограмму генерирующих компаний, проданных при реформе РАО «ЕЭС России». ДПМ на строительство новой генерации предусматривали повышенные платежи за мощность оптового энергорынка, которые гарантируют окупаемость инвестиций. Позже аналоги ДПМ были распространены на строительство зеленой генерации, АЭС и ГЭС. После того как большая часть ДПМ-объектов была введена, отрасль решила сохранить денежный поток от ДПМ, перенаправив его в программу модернизации старых ТЭС.

«Россети» финансируют свои инвестиционные стройки за счет тарифа на передачу, рост которого ограничен. Реновация сетей с 2009 года оплачивается RAB-тарифами (по сути, аналог ДПМ), также разработанными с учетом дохода на инвестированный капитал. Но метод вел к резкому скачку тарифов и, как следствие, их «сглаживанию» — переносу возврата инвестиций на более поздние сроки. В отличие от тарифного регулирования, цены на свободном энергорынке не ограничены жесткими лимитами.

В «Россетях» отметили, что в рамках действующего тарифа, уровень которого ограничен предельными значениями, все доступные объемы инвестиционного источника используются в том числе за счет ограничения на выплату дивидендов. «С другой стороны, компания использует долговое финансирование, но уровень долговой нагрузки также ограничен предельными значениями финансовых ковенант. Уровень долга компании с учетом прогнозируемых объемов инвестиционной программы уже в ближайшее время может достигнуть этих ограничений», — говорят в госхолдинге. Из-за этого, добавили там, определенное количество инвестиционных проектов остается необеспеченным источниками финансирования.

В Минэнерго сообщили, что речь идет о финансировании альтернативных строительству новой генерации магистральных сетей по аналогии с механизмом КОМ НГО (также производная от ДПМ). «В Минэнерго поддерживают данную инициативу», — заявили в министерстве. 

В Совет законодателей ГосДумы внесен проект о поправках в порядок расчета НДПИ

11 июня Государственный Совет Республики Татарстан внёс в ГосДуму проект законодательной инициативы № 8-767 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, в 2023 году поступления по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) в бюджет Республики Татарстан составили 131,9 млн рублей.

Объем добычи ОПИ за 2023 год составил 18,9 млн м3.  Стоимость ОПИ при расчете НДПИ составила 126,9 руб. (131,9 : 18,9 : 5,5% = 126,9).

В то же время по данным Росстата средняя стоимость ОПИ в Российской Федерации в 2023 году составила 618,39 руб./м3, в Приволжском федеральном округе — 621,77 руб./м3.  При имеющемся объеме добычи поступления НДПИ при использовании в расчетах средних цен Росстата составят порядка 650 млн рублей.

Принимая во внимание, что цены Росстата являются приближенными к реальным рыночным ценам на ОПИ, ставку налога предлагается принять равной 34 рубля за 1 м3 (650 : 18,9 = 34). 

Таким образом, предлагается:

- определять налоговую базу налога на добычу неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, в части общераспространенных полезных ископаемых, добываемых на участках недр местного значения, как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (в кубических метрах). Данное положение применяется в отношении общераспространенных полезных ископаемых, налог на добычу которых зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%;

- установить налоговую ставку в размере 34 рубля за 1 кубический метр, рассчитанную исходя из средней цены реализации общераспространенных полезных ископаемых за 2023 год на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики в целом по РФ;

- предоставить субъектам право уменьшать или увеличивать указанную базовую ставку, но не более чем в десять раз, в зависимости от вида полезного ископаемого, условий его добычи и сложившихся цен реализации в регионе.

При предоставлении права субъектам увеличивать/уменьшать базовую ставку налога от 3,4 до 340 руб./м3, следует опираться на фактические данные регионов
об объемах, сложности, дополнительных затратах при осуществлении добычи ОПИ, а также сложившихся в данных субъектах РФ ценах реализации полезных ископаемых. Разброс цен на полезные ископаемые от 62 до 6200 руб./м3 позволит охватить все варианты стоимости ОПИ для расчета НДПИ на территории РФ.

Учитывая вышеизложенное, принятие данного законопроекта приведет
к дополнительным доходам бюджета Республики Татарстан исходя из объемов добычи за 2023 год и предлагаемой базовой ставки порядка 500 млн рублей.

Принятие и реализация положений законопроекта также окажет положительное влияние по доходную часть бюджетов других субъектов РФ. 

Власти предлагают ввести новые пошлины для мигрантов и автовладельцев

30 июня «Известия» сообщили о том, что власти решили пересмотреть сборы с иностранцев.

В частности, планируется ввести семь новых госпошлин для мигрантов. Это следует из законопроекта Минфина. Документ (есть у издания) уже согласован с профильными ведомствами.

Согласно поправкам, с осени за постановку на учет по месту пребывания иностранцам придется платить 500 рублей — сейчас услуга бесплатная как для местных, так и для приезжих.

Пошлину также предложено взимать за продление сроков: за временное пребывание — 1 тыс. рублей, за разрешение на работу — 4,2 тыс.

Отдельно вводятся сборы за выдачу дубликатов некоторых документов для иностранцев и внесение изменений в них. Это коснется разрешений на работу как для мигрантов, так и для компаний, привлекающих иностранцев (если они берут на себя эти расходы), а также патентов. Чтобы получить копию документа или внести в него изменения, нужно будет заплатить 2,1 тыс. рублей.

Вместе с тем выдача или переоформление патента будет стоить 4,2 тыс. рублей, говорится в законопроекте. Сейчас для трудоустройства в России иностранцам нужно либо разрешение на работу (для въехавших по визе), либо патент (для безвизовых). За первый пошлина уже предусмотрена, а за второй — нет, хотя по сути это аналогичный документ. Кроме того, его оформление сопоставимо с получением юридических бумаг для граждан РФ, подобные документы обычно платные. Таким образом, введение этого сбора выравнивает условия для разных категорий мигрантов и компенсирует расходы государства.

Кроме того, власти предлагают повысить размер госпошлины за регистрацию иностранцев по месту жительства — с 420 рублей до 1 тыс. Как говорится в пояснительной записке, это необходимо для усиления контроля на фоне значительных миграционных потоков. 

Также в этом законопроекте предлагается увеличить ряд транспортных пошлин. Согласно поправкам, с сентября 2025 года сбор за получение водительских прав вырастет вдвое: за удостоверение старого образца нужно будет заплатить 4 тыс. рублей, за новое — 6 тыс.

Подорожает и выдача международных прав, в том числе взамен утраченных или испорченных, — с 1,6 тыс. до 3,2 тыс. рублей, следует из законопроекта. 

В соответствии с документом, повышение также коснется выдачи:

— государственных номеров на машину — с 2 до 3 тыс.;

— регистрационных знаков на прицепы и мотоциклы — с 1,5 до 2,25 тыс.;

— свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности — с 1,5 до 4,5 тыс.;

— разрешения на изменения в конструкцию ТС — с 1 до 3 тыс.;

— документа о допуске к перевозке опасных грузов — с 1,5 до 2,25 тыс. и его продлении — с 1 до 1,5 тыс.;

— госзнаков транспортных средств «Транзит» — с 200 до 300 рублей (на бумаге), с 1,6 до 2,4 тыс. (на металле).

Счетная палата предложила повысить плату за использование водных ресурсов

24 июня Счетная палата РФ сообщила о том, что она провела аудит эффективности администрирования платежей за пользование водными объектами и выявила значительные резервы поступлений по данному виду доходов в федеральный бюджет.

В первую очередь контрольное ведомство обратило внимание на низкие ставки платы за использование водных ресурсов. Например, доля платы за забор воды из водных объектов в себестоимости продаж водопользователей, не являющихся предприятиями электроэнергетики и ЖКХ, составляет менее 0,01 %. 

Проведенные Счетной палатой расчеты показали, что увеличение ставок, например в 10 раз, не повлияет значимо на экономику предприятий и доля платы за забор воды сохранится на уровне менее 0,1 %. При этом дополнительные доходы бюджета составят около 32 млрд рублей.

Другая важная проблема, отмеченная Счетной палатой, связана с тем, что многие водопользователи осуществляют забор воды без установки соответствующих водоизмерительных приборов. В 2019 году для таких водопользователей был введен повышающий коэффициент в размере 1,1 к ставке платы. Однако проверка показала, что эта мера не помогла снизить количество водопользователей, не имеющих приборов учета, и не стала стимулом для их установки. В 2022-2023 годах доля договоров, заключенных с такими водопользователями, составила почти 50 %. 

Для решения данной проблемы Счетная палата предложила Правительству увеличить повышающий коэффициент для водопользователей, не имеющих водоизмерительных приборов, с 1,1 до 10. Реализация данной рекомендации не только поспособствует снижению неучтенного забора воды, но и принесет в бюджет дополнительные доходы. 


СОБЫТИЯ И СЛУХИ

В СовФеде оценили эффективность механизма компенсации инвестиций

2 июня «Коммерсантъ» сообщил о том, что практику применения региональных и федерального инвестиционных налоговых вычетов чиновники и эксперты обсудили на заседании круглого стола в Совете федерации. Было отмечено, что давно действующий региональный вычет на инвестиции пользуется популярностью у бизнеса, но компании опасаются, что далее он будет вытесняться его новой разновидностью, увязанной с важными для властей проектами технологического суверенитета.

Применение же нового федерального инвествычета сейчас ограничено жесткими правилами его предоставления, из-за которых выделенный на этот год лимит в 150 млрд руб. может быть даже не выбран.

ФНС может получить полномочия анализировать данные о деятельности юрлиц

5 июня «Коммерсантъ» сообщил о том, что при принятии законопроекта № 909036-8 ФНС может получить полномочия анализировать данные о деятельности юрлиц и формировать выписки с результатами проверки, предоставляя их по запросу самого юридического лица или третьих лиц. Такие данные понадобятся участникам рынка для преддоговорных проверок контрагентов и при проведении закупок. Государству же они нужны для обеспечения безопасности бюджетных расходов при предоставлении региональных налоговых льгот и по линии гособоронзаказа.

По факту расширение полномочий ФНС нужно для полноценной работы ее сервиса оценки юридических лиц — с 15 марта 2023 года он уже запущен в экспериментальном режиме и доступен всем организациям. Если выписку через сервис запросили контрагенты, то перед отправкой третьим лицам налоговая сначала предоставит документ юрлицу и даст время на корректировку данных в случае несогласия с ними.

Оценка ФНС усилит позицию юрлиц перед проверяющими органами, но ее игнорирование несет риски. «Если в выписке будут указаны признаки неблагонадежности контрагента (например, несоответствие критериям ФНС по налоговым платежам или отчетности), компания уже не сможет аргументировать свою неосведомленность. В суде или при налоговой проверке это может быть расценено как сознательное сотрудничество с сомнительным партнером, особенно в делах, связанных с НДС или налогом на прибыль», — считают эксперты.

Подобная выписка в силу ее происхождения представляет собой акт органа исполнительной власти и содержит суждение налогового органа о степени соблюдения контрольных соотношений между финансово-хозяйственными и налоговыми показателями.

ФНС обсудит усиление контроля за дроблением на маркетплейсах

4 июня издание «РБК» сообщило о том, что власти рассматривают ввод регулирования, направленного на предотвращение дробления и повышение прозрачности работы продавцов на маркетплейсах. В его рамках цифровые платформы могут получить функционал по контролю за селлерами.

С начала 2025 года в России уже проводится эксперимент: крупнейшие маркетплейсы передают ФНС данные о продавцах, у которых выявлены признаки дробления. В службе подтвердили, что в рамках этого проекта они совместно с Ассоциацией цифровых платформ прорабатывают инициативу по внесению изменений в законодательство.

Среди ключевых предложений — введение единых требований к идентификации продавцов и пользователей личных кабинетов на всех цифровых платформах, а также создание системы внутреннего контроля (СВК), которая позволит выявлять налоговые риски.

«Продавцы будут получать уведомления о потенциальных рисках со стороны маркетплейсов в профилактическом режиме и смогут своевременно их устранить», — отметили в ФНС.

Главная цель текущего эксперимента — тестирование маркеров, по которым можно определить факты дробления. В налоговой службе надеются, что такая практика поможет сократить число недобросовестных продавцов.

В НИУ ВШЭ провели исследование о восприятии юридических текстов

Как следует из проведённого исследования, более 70% граждан с высшим образованием не могут понять текст закона без помощи юриста. Участники исследования предпочитают более дружелюбные и понятные способы коммуникации — например, инфографику, чат-боты, видеообъяснения.

Свои способности понять закон без консультации с юристом участники оценили скептически — 59% ответило, что не смогу сами это сделать. Около 70% респондентов отметили, что перечитывали текст несколько раз, а 16% отвечавших не поняли закон даже после нескольких прочтений, и только 6% поняли текст с первого раза. Полностью поняли текст только 10% участников, передаёт zakon.ru.

Главная проблема для понимания, согласно исследованию, — длинные и запутанные фразы. На это пожаловались 67% опрошенных. В числе других препятствий — юридические термины (13%), непонятная структура текста (10%) и избыточное количество условий и исключений (9%).

Представители бизнеса назвали основными проблемами неясность коммерческих условий (цена, сроки) — так ответили 29%; размытость предмета договора (27%), сложности с пониманием условий передачи результата (26%).

Исследование разрушает миф, что юридические тексты непонятны из-за низкого уровня образования: проблема в языке права, а не в тех, кто читает, поскольку даже участники со степенью магистра или кандидата науки испытали трудности. Результаты опроса демонстрируют, что проблема носит комплексный характер и требует системного подхода к упрощению правовых текстов.

Минэнерго выступило за настройку базы по майнингу вместо запретов

11 июня «ТАСС» заявил о том, что Министерство энергетики РФ выступает за более точечное изменение нормативной базы, которое позволит избежать ввода запрета на майнинг криптовалюты в некоторых регионах России. В частности, речь идет о Забайкальском крае и Республике Бурятия. Об этом журналистам сообщил замминистра энергетики Евгений Грабчак.

Согласно решению правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики обсуждение введения запрета на майнинг в этих двух регионах было отложено на два месяца.

«Мы считаем, что нужно более точечно нормативную базу менять. Просто запрет ни к чему не приводит. Нужно регуляторику более точно настраивать», - сказал Грабчак, отвечая на вопрос, возможен ли ввод запрета на майнинг в августе по решению правкомиссии.

Замминистра поддержал решение Республики Карелия и Пензенской области, которые отозвали предложение о вводе запрета на майнинг на территории регионов.

«Для любых действий должны быть предпосылки. Можно взять и запрет везде ввести. Зачем? Для чего? Проблемы [энергодефицита] Карелии и Пензы не решишь запретом», - пояснил Грабчак.

По его словам, сейчас Минэнерго ведет работу над подготовкой стимулирующих мер по привлечению майнеров в энергопрофицитные регионы.

Напомним, что Правительство России утвердило перечень из регионов и территорий, где майнинг запрещен с 1 января 2025 года до 15 марта 2031 года. Ограничения введены в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечне, Донецкой и Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях. 

ФНС в 2025 году начислила вдвое больше пеней

24 июня «Известия» со ссылкой на источник в ФНС России сообщили о том, что с января по март 2025-го объем начислений по налоговым нарушениям (включая штрафы, пени и проценты) составил 190 млрд рублей. Большая часть из них сложилась за счет пеней — 183 млрд. За год их размер вырос почти вдвое (со 102 млрд) и достиг исторического максимума.

Всё это соответствует представленным ранее планам Минфина — в документе о налоговой политике на 2025 год он обозначил цель повысить эффективность налогового администрирования, то есть улучшить собираемость платежей в бюджет.

— Кроме того, система ФНС иногда по ошибке начисляет пени на недоимку прошлых периодов, по которым срок взыскания по закону прошел, — считают эксперты. 

Банк России может в июле рассмотреть более значимое изменение ключевой ставки

30 июня «ТАСС» сообщил о том, что Банк России может рассмотреть на заседании в июле более значимый шаг изменения ключевой ставки, чем в июне при замедлении инфляции, о чём журналистам в рамках Макроэкономической школы, организованной Банком России, заявил зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин.

«Решение на июльском заседании будет диктоваться степенью нашей уверенности в том, что инфляция движется по той траектории, которая обеспечит возвращение к инфляции 4% в 2026 году. Если данные, которые к этому моменту поступят по экономике, по рынку труда, по кредитной активности, по самой инфляции, по инфляционным ожиданиям, будут говорить о том, что замедление инфляции до 4% согласуется и с более значимым шагом, то такой вариант также будет рассмотрен. Такое решение будет зависеть от баланса мнений. Более значимый, чем на заседании в июне», - отметил Заботкин.  

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ 

Корпорация МСП совместно с ФАС помогли МСП-поставщикам получить 600 млн просроч/оплаты

Об этом 2 июня сообщила «Корпорация МСП» на своём официальном сайте.

Почти 600 млн рублей просроченной оплаты получили с начала 2025 года МСП-поставщики по исполненным договорам закупок. Задолженность была полностью или частично погашена после обращений предпринимателей в Корпорацию МСП и ФАС России. При их содействии с 2016 года заказчики выплатили малым и средним предприятиям около 4,6 млрд рублей задолженности. Всего за это время в Корпорацию МСП поступило 647 обращений о несоблюдении сроков оплаты на общую сумму 6,28 млрд рублей.

«Для малых и средних предприятий своевременность оплат – это не просто вопрос финансовой дисциплины, это возможность продолжать вести свою деятельность. Благодаря взаимодействию Корпорации МСП и ФАС России заказчиками полностью или частично выплачено почти три четверти от общего объема задолженности перед МСП-поставщиками на сумму 4,6 млрд рублей. Для досудебного урегулирования вопросов оплаты по договорам закупок на цифровой платформе МСП.РФ функционирует «Сервис 360», через который предприниматели могут обратиться к нам. Мы проводим проверку и при необходимости направляем документы в ФАС», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Информация о нарушениях сроков оплаты для привлечения заказчиков к административной ответственности передается Корпорацией МСП в Федеральную антимонопольную службу с декабря 2024 года.

«В ФАС России поступило 53 обращения от Корпорации МСП. В отношении 13 заказчиков служба возбудила дела об административном правонарушении. По остальным обращениям проводится проверка. В связи с участившимся случаями нарушения сроков оплаты по договорам ФАС России и Корпорация МСП выпустили совместное письмо, в котором напомнили о необходимости соблюдения сроков оплаты по договорам закупок и ответственности за такие нарушения», – рассказал заместитель руководителя ФАС России Григорий Радионов. 

Регион/депутаты предложили пересмотреть верхнюю планку численности работников МСП

5 июня депутаты Законодательного собрания Ростовской области обратились в Госдуму с предложением пересмотреть предельную численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в сторону увеличения для возможности получения компаниями льгот при развитии МСП, передаёт «ТАСС». Соответствующее решение было принято в ходе 21-го заседания регионального парламента, сообщил председатель заксобрания Александр Ищенко

«Депутаты предлагают пересмотреть критерий предельной численности рабочих мест на предприятиях для отнесения их к категории малого и среднего предпринимательства. Сейчас этот потолок установлен для малого бизнеса в 100 человек, для средних компаний - 250 человек. Соответствовать этому критерию важно, чтобы предприниматели могли воспользоваться всеми преференциями, которые предоставляет государство субъектам МСП», - сказал Ищенко.

По его словам, в отдельных отраслях, которые, например, связаны с обслуживанием и для которых качество оказания услуг напрямую связано с количеством работников, требуется, чтобы этот потолок был выше. При этом, по размеру выручки они продолжают соответствовать масштабу малого и среднего предпринимательства.

«Следует отметить, что государство понимает это. В некоторых отраслях верхняя планка по численности работников уже поднята, в частности, для предприятий легкой промышленности и общественного питания. Депутаты донского парламента видят только положительный эффект от этого и думают, что увеличить лимит по этому критерию можно во всех сферах. Это позволит большему числу организаций претендовать на поддержку со стороны государства и развиваться в существующих экономических условиях», - добавил председатель регионального заксобрания. 

Субсидия на обеспечение об/кап/строительства наружными инж/сетями включается в доходы УСН

К такому выводу пришёл Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своём постановлении от 19.05.2025 № Ф02-1416/2025, принятом в рамках дела № А69-2028/2024.

Фабула дела: налоговый орган доначислил обществу налог по УСН, так как, по его мнению, полученная налогоплательщиком субсидия на обеспечение наружными инженерными сетями объектов капитального строительства подлежала учету в составе доходов для целей УСН.

Налогоплательщик не согласился с налоговым органом и обратился в суд. 

Суды трёх инстанций посчитали позицию налогоплательщика не подлежащей удовлетворению, указав следующее:

  • во исполнение заключенного между министерством и обществом Соглашения последнему в 2022 году предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат на обеспечение наружными инженерными сетями объектов капитального строительства, том числе осуществление подключения (технологического присоединения) к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при реализации масштабного инвестиционного проекта.
  • поскольку данная субсидия не подпадает под исключения, установленные НК РФ, и не относится к целевым поступлениям согласно положениям п. 2 ст. 251 НК РФ, освобожденным от налогообложения, в связи с чем датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата возникновения у налогоплательщика права распоряжения средствами субсидии, возникающего после её поступления на лицевой счет общества, открытый в казначействе и предназначенный для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса.
  • с учетом изложенных обстоятельств суд пришёл к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для привлечения оспариваемым решением общества к ответственности за совершение вмененного налогового правонарушения, доначисления налога по УСН.

Налогоплательщики, осуществляющие смешение нефтепродуктов, не вправе применять УСН

Об этом говорит Четвёртый арбитражный апелляционный суд в своём постановлении № 04АП-348/2025, принятом в рамках дела № А19-2579/2024.

Фабула дела: налоговый орган посчитал, что общество не имело права на применение УСН, так как, организации, производящие подакцизные товары, не вправе применять УСН. Налогоплательщик с налоговым органом не согласился.

Суды посчитали позицию налогового органа правомерной, указав следующее:

  • полученным в результате смешивания новым подакцизным товаром будет товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов (всех компонентов, а не только подакцизных). В противном случае добавление в производимый товар любого количества подакцизного товара с равной, либо более высокой ставкой акциза, чем у конечного продукта исключало бы налогообложение реализации вновь полученного товара в полном объеме, что не соответствует природе акциза, как налога на реализацию произведенного подакцизного товара.

Таким образом, объем использованных налогоплательщиком при переработке давальческих материалов из числа неподакцизных товаров в результате такой переработки приобретает потребительские свойства подакцизного товара и сформирует его произведенный объем.

В этой связи доводы налогоплательщика о том, что смешение нефтепродуктов не является деятельностью, результат которой подлежит обложению акцизом, являются неправомерными;

  • налоговым органом правомерно установлена обязанность по исчислению акцизов в отношении произведенного путем смешения дизельного топлива в объеме приходящимся на авиационный керосин, является обоснованным.

Доначисляя акциз налоговый орган руководствовался толкованием п. 3 ст. 182 НК РФ исходя из которого производством признается смешение товаров, если результатом стал подакцизный товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов, использованных в качестве сырья.

Данное толкование, соответствует действительному смыслу указанной нормы, что подтверждено Верховным Судом РФ. 

Сектор предпринимательства максимально быстро адаптируется к новым вызовам

18 июня Правительство РФ на своём сайте сообщило о том, что Президент и Правительство уделяют большое внимание развитию сектора МСП.

За последние несколько лет его доля в ВВП выросла на несколько процентов и, по последним данным, составляет 21,7%. Ключевая задача – обеспечить качественный рост сектора, увеличение доходов работников МСП более высокими темпами по отношению к росту ВВП.

Об этом Заместитель Председателя Правительства России Александр Новак заявил в ходе пленарной сессии «Роль МСП в достижении новых национальных целей» Петербургского международного экономического форума – 2025.

По его словам, малый и средний бизнес показал лучшую адаптацию к новым вызовам и неопределённости по сравнению с другими секторами экономики.

«МСП лучше адаптируется для того, чтобы обеспечить формирование новых транспортно-логистических цепочек, чтобы обеспечить поставки товара на экспорт и импорт, производство необходимой продукции в рамках импортозамещения, в рамках тех целей, которые ставятся по инфраструктурным изменениям нашей экономики», – отметил Александр Новак.

Во многом это стало возможным благодаря успешной реализации национального проекта по поддержке предпринимательства: почти каждый второй россиянин занят в МСП.

«Одним из показателей нацпроекта был рост количества предпринимателей до 25 миллионов человек. Фактически по результатам прошлого года статистика показывает, что в этом секторе трудятся уже более 29 миллионов человек. Это порядка 40% от всех занятых в экономике», – подчеркнул вице-премьер.

В ходе своего выступления Александр Новак также обозначил актуальные задачи, стоящие перед МСП. Во‑первых, это более активное участие в достижении технологического лидерства и суверенитета, национальных целей развития экономики. Во‑вторых, в условиях исторически низкой безработицы рост производительности труда позволит не только решить вопрос конкуренции, но и повысить эффективность экономики в целом. Наконец, активная интеграция цифровых технологий позволит внедрять в производственные процессы более эффективные решения.

Содействовать развитию бизнеса будут обновлённые меры поддержки в рамках текущего федпроекта. Их донастройка Минэкономразвития учитывала жизненный цикл развития малого и среднего бизнеса.

«Для начинающего бизнеса это микрозаймы, до 2030 года планируется привлечь 1,6 трлн рублей. Для зрелых компаний это адресное предоставление кредитов, зонтичные поручительства Корпорации МСП. Для бизнеса, который готов к выходу на публичный рынок и привлечь инвестирование, государством предусмотрена поддержка в виде субсидирования расходов на подготовку к IPO», – отметил Александр Новак, добавив, что также будет развиваться и «традиционная» инфраструктура поддержки бизнеса: цифровая платформа «МСП.РФ», региональные центры «Мой бизнес», промышленные и технопарки.

Необходимость для предпринимателей идти в ногу с актуальными тенденциями развития бизнеса, активно внедрять практику работы на цифровых платформах подтвердил и Министр экономического развития России Максим Решетников

С МСП заключили свыше 110 тыс контрактов на портале поставщиков с начала года

23 июня портал «mos.ru» сообщил о том, что с января по май этого года московские заказчики подписали более 110 тысяч контрактов с представителями малого и среднего предпринимательства (МСП) на портале поставщиков.

«Москва развивает сотрудничество с малым и средним бизнесом в сфере госзакупок. Представители МСП являются ключевыми игроками портала поставщиков, специально созданного для проведения оперативных закупок малого объема. За пять месяцев этого года заказчики заключили на портале 110,3 тысячи контрактов с малым и средним бизнесом на сумму 24,3 миллиарда рублей. Всего же за этот период на платформе было совершено почти 116 тысяч сделок на 26,4 миллиарда рублей. Таким образом, доля субъектов МСП в общем объеме контрактов превысила 90 процентов. Чаще всего город заказывал у них строительные, медицинские, информационно-технологические, хозяйственные товары, бытовую технику, а также услуги по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту. На такие категории пришлось более трети заключенных контрактов за этот период», — рассказала Мария Багреева, заместитель Мэра Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития.

Каждый день на портале поставщиков заключают около 1,5 тысячи контрактов. Всего там работают свыше 58 тысяч государственных и муниципальных заказчиков из 42 регионов России. Количество зарегистрированных предпринимателей со всей страны уже превысило 375 тысяч.

Установление регул/тарифа на услуги без НДС не освобождает от его уплаты

Об этом говорит Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своём постановлении от 12.05.2025 № Ф02-1417/2025, принятом в рамках дела № А78-2729/2024.

Фабула дела: налогоплательщик в рамках концессионного соглашения с местной администрацией оказывал коммунальные услуги потребителям, при этом не исчислив и не уплатив НДС по данным услугам, так как тарифы на них были утверждены Региональной службой по тарифам (РСТ) без НДС.

Суды трёх инстанций посчитали позицию налогоплательщика неправомерной, указав следующее:

- концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, должен исчислять НДС;

- концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС;

- налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе тарифа реализуемых услуг по подаче ТЭ и ГВС;

- суд исходил из того, что: цена заключенных обществом договоров являлась твердой и не могла изменяться при их исполнении; Служба не уполномочена контролировать действия общества в сфере налогообложения; НДС подлежит исчислению с применением расчетной ставки (20/120) и не может быть исчислен сверх тарифа, расчет инспекции верен, а налогоплательщик не доказал, что довел до Службы сведения о том, что он является плательщиком НДС. 

Число МСП в социальной сфере в России за три года выросло в 2 раза и превысило 12 тысяч

27 июня Корпорация МСП сообщила о том, что количество МСП в сфере социального предпринимательства в России достигло 12,2 тысяч. За три года прирост составил почти 2 раза, сообщает Корпорация МСП. Большинство социальных МСП работают в сфере образования (29%), здравоохранения (22%), а также культуры и спорта (17%). Численность работников у таких субъектов МСП за три года выросла на 24% до 88 тысяч человек.

«Только за последний год в России появилось более 1 тысячи новых субъектов МСП в сфере социального предпринимательства. И это при том, что доход в этой области примерно в 4-5 раз ниже, чем в среднем по сектору малого и среднего бизнеса. То есть в первую очередь, это про помощь людям и решение социальных проблем, а не про прибыль. Во многом именно благодаря МСП формируется новый облик социального предпринимательства в нашей стране, они задают тренды и формируют культуру. Предприниматели создают адаптивную одежду для людей с инвалидностью, разрабатывают и производят медицинскую технику для реабилитации, выпускают специальные приспособления для тех, кто пережил ампутацию, например, для завязывания носков или надевания рубашек, или специальные подушки для переворачивания больных. Это очень важная работа, которую необходимо поддерживать», - отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

В мае 2025 деловая активность субъектов МСП снизилась

1 июля «Коммерсантъ» сообщил о том, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка заметно влияет на состояние малого и среднего бизнеса — в мае деловая активность МСП впервые за два с половиной года фактически не росла: фиксирующий ее индекс RSBI (измеряется ПСБ, организацией «Опора России» и Аналитическим центром НАФИ по итогам опроса 1,8 тыс. предпринимателей) снизился до 50,9 пункта (нахождение показателя ниже отметки 50 пунктов, напомним, означает его уход в отрицательную зону). В апреле индекс был равен 52,4 пункта, в марте — 52,7. Постепенный спад активности в секторе МСП наблюдается с лета 2024 года.

В мае снизились или остались на уровне апреля почти все компоненты RSBI (см. график). По мнению старшего вице-президента ПСБ Кирилла Тихонова, такая динамика указывает на постепенный переход сегмента МСП в состояние стагнации.

Снижение активности также затронуло все сегменты МСП: индекс микробизнеса снизился за месяц на 0,9 пункта (п.) — до 50 п., среднего — на 2,8 п., до 51,4 п., малого бизнеса — на 2,1 п., до 51,6 п. В отраслевом разрезе хуже себя чувствует торговля: ее RSBI упал на 1,7 п., до 50 п.— из-за сложностей с продажами, проблем с кадрами и пессимизма по части инвестиций. RSBI сферы услуг снизился на 1,1 п., до 51,3 п., удержавшись от большего падения благодаря росту сбыта в майские праздники и старту сезона отпусков. RSBI производственного сектора снизился на 2,5 п., до 51,2 п., преимущественно из-за роста неудовлетворенного спроса в кредитовании.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

Нал/органы Белоруссии обращаются в российские суды для поиска активов своих должников

3 июня «Коммерсантъ» поделился информацией о том, что им было обнаружено в картотеке арбитражных дел целых семь кейсов за последние полгода, когда белорусские налоговые инспекции обращались в российские арбитражные суды с заявлениями о признании и приведении в исполнение решений белорусских судов о взыскании долгов.

Общая тенденция свидетельствует о стремлении белорусских властей добраться до активов должников, чье местонахождение обнаружено на территории РФ.

В судебных актах речь идет о взыскании государственной пошлины, убытков либо долгов по субсидиарной ответственности с физических лиц — граждан как Белоруссии, так и России.

Единственный за проверяемый период случай, когда российский арбитражный суд отказал белорусской инспекции, связан с пропуском установленного законом трехлетнего срока для предъявления решения к принудительному исполнению. 

Сейчас взаимодействие между Россией и Белоруссией в сфере принудительного исполнения судебных решений претерпевает значительные изменения. В декабре 2024 года было подписано новое соглашение между странами о порядке взаимного исполнения судебных постановлений, которое призвано существенно упростить и ускорить процесс взыскания долгов. В конце мая оно было ратифицировано белорусским парламентом. Основной новацией является отмена самой процедуры признания судебных решений, то есть для их исполнения больше не нужно будет идти в суд, а можно сразу обращаться к уполномоченным органа.

В Казани обсудили итоги обмена информацией между нал/органами стран СНГ

4 июня ФНС РФ сообщила о том, что в Казани состоялось очередное заседание Рабочей группы по международному сотрудничеству и обмену информацией. В нем приняли участие представители налоговых органов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Исполнительного Комитета СНГ.

Стороны поделились мнением об итогах тестового обмена информацией по новым форматам, а также согласовали итоговую редакцию проекта изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ от 2 ноября 2018 года. Так, налоговые службы начнут обмениваться информацией об участии физических и юридических лиц одного государства-участника в уставном фонде (капитале) юридического лица другого.

Для обеспечения международной сопоставимости доходов, полученных гражданами одного государства в другом участнике обмена, стороны разработали и согласовали проект сквозного справочника кодов видов доходов. Он позволит использовать единый понятийный аппарат и подход при определении вида дохода, полученного физическим или юридическим лицом, правильно классифицировать их для корректного применения ставок в рамках Соглашения об избежании двойного налогообложения. Его применение значительно упростит автоматизированную обработку и сопряжение информационных ресурсов при обмене информацией между налоговыми службами СНГ.

Принятые на заседании рабочей группы решения будут вынесены на согласование руководителям налоговых служб государств-участников СНГ в рамках проведения XXXII заседании Координационного совета руководителей налоговых служб государств-участников СНГ, который пройдет под председательством ФНС России в октябре 2025 года. 

В ГосДуму внесен законопроект о ратификации Соглашения ЕАЭС о ценных бумагах

10 июня Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 940589-8 «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах - членах Евразийского экономического союза».

Законопроектом предлагается ратифицировать Соглашение о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах - членах Евразийского экономического союза, подписанное в городе Алматы 31 января 2025 г., в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, а также пунктом "б" раздела V Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (далее - Соглашение).

Предметом регулирования Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах - членах Евразийского экономического союза являются правоотношения, связанные с обеспечением трансграничного допуска ценных бумаг на пространстве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

При этом зарегистрированные на территории ЕАЭС биржи (организаторы торговли) обеспечивают допуск к размещению (параллельному размещению) и (или) обращению ценных бумаг, зарегистрированных в других государствах - членах ЕАЭС, на условиях не менее благоприятных, чем условия, предъявляемые для допуска ценных бумаг, зарегистрированных в этом государстве-члене, с учетом соблюдения отдельных требований и ограничений, установленных в Соглашении.

В частности, эмитент должен соблюдать требования, установленные законодательством государства - члена ЕАЭС, на территории которого он зарегистрирован, а также требования к организации размещения (обращения) ценных бумаг за пределами этого государства. Кроме того, биржа (организатор торговли) предоставляет трансграничный допуск ценных бумаг при условии, если такие ценные бумаги включены в список высшей категории на бирже (организаторе торговли) государства регистрации эмитента.

Также Соглашением устанавливаются требования о содействии уполномоченных органов государств-членов биржам в проведении трансграничного допуска ценных бумаг, единые подходы к процедуре получения трансграничного допуска ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентом ценных бумаг.

Соглашение направлено на обеспечение свободы осуществления эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами на биржевом пространстве государств - членов ЕАЭС, роста ликвидности биржевых рынков государств - членов ЕАЭС, укрепления торгового и инвестиционного сотрудничества государств - членов ЕАЭС, а также защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов и отвечает интересам РФ.

Доходы иностр/исполнителя от российской компании в рунете считаются доходами в РФ

Об этом говорит ФНС в своём телеграм-канале. Ведомство отметило, что если исполнитель по договору ГПХ живёт за пределами РФ, там же выполняет работы или оказывает услуги, и это указано в договоре, при этом работы выполняются в ru-зоне интернета и доход выплачивает российская компания (ИП), то доход при соблюдении условий, установленных подп. 6.3 п. 1 статьи 208 НК РФ, относится к доходам от источников в РФ, и организация в отношении указанного дохода признается налоговым агентом. 

Оман ввёл ставку подоходного налога для физлиц в размере 5 %

23 июня «Bloomberg» сообщил о том, что Оман первым из государств Персидского залива введет подоходный налог.

Налог на доходы физлиц в размере 5% начнет действовать в Омане с 2028 года и затронет тех, чей годовой доход превышает 42 тысячи риалов — это 109 тысяч долларов. Таким образом, как отметили в местном Минэкономики, нововведение коснется лишь 1% наиболее обеспеченных граждан страны. Там также подчеркнули, что мера призвана снизить зависимость страны от продажи и добычи нефти при сохранении социальных расходов.

По словам экспертов, в контексте введения подоходного налога Оман пока первопроходец в своем регионе, но за ним могут последовать и другие страны. И в таком случае для инвесторов ситуация может оказаться не очень приятной. 

В ГосДуму внесен проект о ратификации изменений в Договор о ЕАЭС в части антидемпинговых мер

1 июля Президент РФ внёс в ГосДуму законопроект № 956982-8 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер».

Как следует из содержания пояснительной записки, проектом предлагается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, подписанный в г. Санкт-Петербурге 26 декабря 2024 г.

Протоколом предусматривается особый механизм при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 

ГосДума приняла в 3м чтении законопроект о ратификации СИДН между РФ и ОАЭ

25 июня ГосДума приняла в третьем чтении законопроект № 930586-8 «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством ОАЭ об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения».

Напомним, что законопроектом предусматривается ратификация Соглашения между Правительством РФ и Правительством ОАЭ об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения, подписанного в г. Абу-Даби 17 февраля 2025 г. (далее - Соглашение).

Целью Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Решение этого вопроса будет способствовать обоюдному привлечению инвестиций и обеспечит условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц.

В настоящее время в отношениях между РФ и ОАЭ действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством ОАЭ о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений, подписанное в г. Абу-Даби 7 декабря 2011 г.

Необходимость пересмотра Соглашения о налогообложении государственных учреждений обусловлена изменившимися условиями экономической деятельности как в РФ, так и в ОАЭ.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики РФ, развития и расширения внешних торгово-экономических и инвестиционных связей в настоящее время происходит активная переориентация российского бизнеса на рынки стран Азии и Ближнего Востока.

В расширении экономических связей РФ на Ближневосточном направлении особую роль играют ОАЭ.

На фоне нарастающего инвестиционного и экономического сотрудничества с ОАЭ действующее Соглашение о налогообложении государственных учреждений не в полной мере отвечает современному уровню отношений между странами, поскольку данное соглашение не регулирует налогообложение прибыли (доходов) частного сектора экономики и физических лиц.

Современные геополитические условия требуют наличия у РФ с ОАЭ полноформатного международного договора об избежании двойного налогообложения.

При проведении переговоров по Соглашению Российская Сторона основывалась на Типовом соглашении между РФ и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренном постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 84. Указанные стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными ООН и ОЭСР.

Соглашением не предусматривается введение каких-либо административных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.

 

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И НАЛОГИ

ФНС России и Сбер продолжат развивать применение ИИ при обслуживании граждан и бизнеса

2 июня ФНС России разместила информацию о том, что ФНС России и Сбер заключили соглашение о технологическом сотрудничестве и обмене опытом в области информационных технологий на конференции ЦИПР. Документ подписали старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Кирилл Меньшов и заместитель руководителя Налоговой службы Андрей Бударин.

В рамках сотрудничества стороны планируют совершенствовать качество предоставления государственных услуг гражданам и организациям, оптимизировать взаимодействие органов государственной власти и общества на цифровой платформе с использованием искусственного интеллекта, а также развивать совместный ИТ-ландшафт.

«У Сбера большой опыт разработки и реализации цифровых сервисов, в том числе на основе искусственного интеллекта. ФНС России — одно из самых технологически продвинутых ведомств в России. Мы говорим на одном языке, наша общая задача — развить оптимальные инструменты для бесшовного взаимодействия наших клиентов с ФНС России и автоматизировать рутинные процессы», - подчеркнул Кирилл Меньшов.

Андрей Бударин в свою очередь отметил, что Служба прошла большой путь в части цифровой трансформации внутренних процессов и сервисов по взаимодействию с организациями и органами государственной власти. Это привело к значительной миграции взаимодействия с налогоплательщиками в цифровое пространство.

«ФНС России уже более пяти лет развивается в парадигме того, что элементы налогового администрирования, предусматривающие взаимодействие, переносятся в ту среду, где удобно налогоплательщикам. Для нас представляет большой интерес совместное развитие ИТ-ландшафта с кредитными организациями. Благодаря этому Служба может бесшовно, быстро, удобно и на качественно новом уровне взаимодействовать с подавляющим большинством экономически активных граждан по налоговым вопросам в банковской среде. Технологическое партнерство также открывает и многие другие перспективы, которые могут сократить финансовые и временные издержки всех сторон. Сбер – наш исторический партнер в реализации проектов», - отметил он. 

ФНС России запустила новый сервис по расчету НДФЛ к уплате

30 июня стало известно о том, что на сайте ФНС России реализован новый интерактивный сервис «Калькулятор НДФЛ». Сервис поможет рассчитать налог с разных видов доходов физического лица и понять порядок его расчета.

Для расчета налога необходимо выбрать год получения дохода и ответить на вопрос о налоговом резидентстве. Затем добавить вид дохода:

  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности (за минусом расходов);
  • доходы по договору ГПХ;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от продажи недвижимости;
  • доходы от продажи транспорта;
  • доходы при получении в дар недвижимости;
  • проценты по вкладам в банках;
  • дивиденды;
  • доходы от операций с ценными бумагами.

Сервис позволяет добавлять несколько видов источников дохода.

Далее нужно указать полученную сумму дохода в рублях в отчетном периоде и завершить расчет. Сервис в автоматическом режиме сформирует итоговую сумму НДФЛ к уплате.

Минфин разъяснил правила учета расходов при майнинге цифровой валюты

Соответствующие разъяснения даны в письме Минфина № 03-03-06/1/52949 от 29.05.2025 «Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с осуществлением майнинга цифровой валюты».

Как следует из содержания письма, согласно п. 1 ст. 282.3 НК РФ налоговая база по операциям с цифровой валютой определяется отдельно от общей налоговой базы.

Следовательно, в случае если налогоплательщик осуществляет помимо основной деятельности деятельность, связанную с майнингом цифровой валюты, то он должен вести раздельный учет.

Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Пунктом 5 ст. 282.3 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, независимо от их состава признаются косвенными расходами.

Таким образом, расходы, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, учитываются в качестве косвенных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с цифровой валютой. 

Банк России предложил новые даты массового внедрения цифрового рубля

25 июня Банк России сообщил о том, что переводы и платежи цифровыми рублями будут внедряться поэтапно. Крупнейшие банки должны будут предоставить своим клиентам возможность совершать операции с цифровой национальной валютой с 1 сентября 2026 года, сообщает ЦБ.

С этой же даты открыть свою инфраструктуру для цифровых рублей и обеспечить возможность оплаты товаров и услуг цифровой формой национальной валюты должны будут торговые компании, которые являются клиентами крупнейших банков и у которых выручка за предшествующий год превышает 120 млн рублей.

Другие банки с универсальной лицензией, а также торговые компании — их клиенты с годовой выручкой свыше 30 млн рублей смогут настраивать свои системы дольше — до 1 сентября 2027 года. Остальные банки и продавцы с выручкой менее 30 млн рублей в год — с 1 сентября 2028 года. Такая обязанность не будет распространяться на торговые точки, у которых выручка за год составляет менее 5 млн рублей.

Новые сроки были определены после обсуждения деталей с участниками рынка и заинтересованными министерствами и ведомствами. Они учитывают время, необходимое банкам и торговым компаниям для настройки своих систем.

Напомним, что цифровой рубль — это цифровая форма национальной валюты, которая создана для расширения возможностей платежей и переводов. Цифровые рубли будут находиться в обращении наряду с наличными и безналичными. Все операции с цифровой национальной валютой для граждан будут бесплатными. Люди будут сами выбирать, какой формой рубля пользоваться. 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Правительство распространило режим СЭЗ на приграничье Брянской области

9 июня Правительство РФ приняло постановление № 854, согласно которому на ряд приграничных территорий Брянской области будет распространён режим свободной экономической зоны (СЭЗ), который действует в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях, комментирует Кабмин.

Решение позволит поддержать предприятия, работающие на этих территориях. Резиденты свободной экономической зоны, в частности, могут пользоваться пониженными тарифами страховых взносов в размере 7,6%. Также для них предусмотрены: нулевая ставка налога на прибыль предприятий, полученную от реализации инвестпроектов, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и режим свободной таможенной зоны.

Свободная экономическая зона на территории новых регионов была создана в 2023 году. На сегодняшний день её участниками стали более 350 компаний. Для резидентов СЭЗ разработана программа льготного кредитования. Наиболее распространённые виды деятельности предприятий-резидентов – промышленность, строительство и добыча полезных ископаемых.

Напомним, что в июне 2024 года Президент подписал закон, позволяющий распространить преференциальный режим свободной экономической зоны на отдельные территории Белгородской, Брянской и Курской областей.

По обращениям властей Белгородской и Курской областей, был принят ряд решений о включении отдельных территорий этих регионов в состав СЭЗ. 

Подписанным документом вносятся изменения в постановление Правительства от 27 декабря 2024 года №1932

Межвед/раб/группа по вопросам ОЭЗ одобрила создание ОЭЗ в Татарстане

9 июня Заместитель Председателя Правительства Александр Новак провёл заседание межведомственной рабочей группы по вопросам создания и развития особых экономических зон, говорится на сайте Кабмина.

Участники обсудили итоги работы особых экономических зон в России и одобрили создание в Республике Татарстан на территории Заинского муниципального образования новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Зелёная долина» для развития кластера биотехнологий на площади 16,5 га.

«Механизму ОЭЗ в этом году исполняется 20 лет, за это время они стали одним из ключевых драйверов развития территорий, где реализуются ключевые проекты в промышленности, науке, логистике, формируются точки роста в туризме – создаются условия для выполнения поставленных Президентом экономических задач. В активной стадии реализации свыше 1,3 тыс. уникальных проектов с портфелем инвестиций 6,6 трлн и планами создать 177 тыс. рабочих мест.

По итогам 2024 года видим рекордную востребованность особых зон у бизнеса, только за год 230 новых резидентов и 1,2 трлн вложенных инвестиций. В предшествующий рекордный 2023 год было 188 новых резидентов и 636 млрд инвестиций. Набраны серьёзные темпы, которые нельзя сбавлять», – сказал Александр Новак, открывая заседание.

По информации властей Татарстана, к 2034 году объём осуществлённых резидентами новой экономической зоны «Зелёная долина» инвестиций составит свыше 15 млрд рублей, планируется создание 444 рабочих мест.

В числе проектов резидентов ОЭЗ – переработка льна и хлопка в биоволокно, производство сорбентов и удобрений и т. д. Два из шести проектов ОЭЗ планирует осуществлять «Татнефть». 

 


 
     Прошлые выпуски
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1 из 3 Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса Все выпуски рассылки
 
Если выпуск не отображается, вы можете прочесть его на сайте

Это сообщение было отправлено на oialidanyco.oialidanyco@blogger.com потому, что вы подписались на рассылку tax.cnfp на subscribe.ru.
Чтобы гарантировать получение писем от нас — добавьте наш адрес в адресную книгу.

Вы можете отказаться от получения писем.

Архив рассылки Поддержка подписчиков

Это сообщение сформировано и выслано с помощью Sendsay.Ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий